Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Возможности цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся

Изюмская Наталья Геннадьевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж», г. Самара

 

Качество образования – комплексная  характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1, п.2.29].

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но  и  медиаресурсы.

С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». ЦОС поможет оптимизировать систему образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.

Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [2, с.50].

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.

Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС.

ЦОС должна обеспечить:

  • использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с  другими организациями социальной сферы;
  • повышение уровня сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.

Реализация ЦОС обеспечит обучающимся:

  • получение доступа к электронному образовательному контенту;
  • обучение в комфортной цифровой среде;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
  • формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций.

 Реализация ЦОС обеспечит учителям:

  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • получение дополнительных возможностей для саморазвития;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников;

Реализация ЦОС обеспечит родителям:

  • расширение  образовательных  возможностей  для  ребенка;
  • повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Реализация ЦОС обеспечит образовательной организации:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
  • расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса [3].

Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:

  1. Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. К ЦОР относятся: ресурсы, размещенные в Интернет; ресурсы, размещенные на оптических носителях (электронные учебные издания); комбинированный продукты сеть-диск.

  1. Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой образовательной среде.
  2. Цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и управления ими.

Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – одно из требований профстандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».

Педагогические работники должны владеть ИКТ и осуществлять свою деятельность по использованию  ИКТ  на  высоком  профессиональном  уровне.

Таким образом, педагог, своей профессиональной деятельности просто обязан быть ИКТ-компетентным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:

  1. Общепользовательский компонент.
  2. Общепедагогический компонент.
  3. Предметно-педагогический компонент.

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интерактивной доски; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype, Сферум и т. п.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе [4].

Урок, как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.

Использование современных цифровых технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем [5]. 

Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как (табл. 1):

Таблица 1. 

Современные цифровые технологии

Технологии

Описание

Инфографика

Графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна, содержит текст, графику, статистику. Это наглядные инструкции, информационные таблички, дидактические материалы.

Облако тэгов

Облако тегов (облако слов) – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.) Используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста и т.д. 

Виртуальная доска

Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов.

Интерактивные плакаты и
интерактивные книги

Сетевой плакат, на котором можно размещать ссылки на различные ресурсы (сайты, видео и т.д.), которые будут открываться с данного плаката. Сетевая электронная книга, которую можно верстать в облаке. 

Сторителлинг

Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты. В древности это называлось сказительством (придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им немного загадочности, мистики). В современном варианте искусство cторителлинга используется для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма и т.д. 

Ленты времени

Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук.

Мультимедийный лонгрид

«Лонгрид» (долгое чтение) – формат подачи информации, предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, «глубоких» историй. Применяется для разработки и презентации проектов, исследований, экспериментов. Может включать тексты, цитаты, большие панорамные и маленькие картинки, видео, ссылки, мультимедийные модули. 

Мультимедиа

Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент. 

Скрайбинг

Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с применением эффектов анимации. 

Геосервисы

Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт. 

Интерактивные дидактические материалы и ресурсы для реализации геймификации

Сетевые интерактивные сервисы для создания различных дидактических материалов, игровые образовательные сервисы, сетевые сервисы для создания коллажей, логотипов и т.д. 

QR коды

Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован. 

 

Цифровая образовательная среда – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная.

Применение цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе – это эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, п. 2.29)
  2. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 // Вестник образования России. – 2020. – № 4. – С.48-58.
  3. Уразманова, Ф.Н. Информационная политика образовательной организации как инструмент управления качеством образования в условиях цифровой образовательной среды / Ф.Н. Уразманова, Ю.О. Савичева // Управление качеством образования. – 2020. – № 3. – С.3-19.
  4. Ненахова, Е.Н. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации / Е.Н. Ненахова, Т.Е. Дорофеева, Д.В. Коновалов // Управление качеством образования. – 2020. – № 2. – С.29-34.
  5. Григоренко Л.А., Дадашова Е.А., Савва Л.И. Развитие познавательного интереса студентов образовательных учреждений в цифровой образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – №2.

 

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна