Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Воспитательный потенциал дисциплины этика и психология профессиональной деятельности

Зотова Г.И.,

преподаватель

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»

 

Стратегическая ценность современного общества — это всеобщая доступность образования, которое ориентировано на реализацию важнейших общественных функций — развитие личности, профессионализацию и социализацию молодого поколения. Актуальной социальной функцией образования и воспитания является сегодня не только передача знаний подрастающему поколению, но и формирование у него позитивного отношения к непреходящим ценностям материальной и духовной культуры социума, стремление к их усвоению и приумножению [1].

Роль воспитания в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения возрастает, как и повышается значимость воспитательной функции отдельных учебных дисциплин, которые ориентируют на новые ценности и качественные показатели профессионального образования.

Учебная деятельность является одним из основных видов деятельности студентов, занимающих большую часть их времени. Именно поэтому следует рассматривать учебный процесс как период возможностей или как наилучшее время для осуществления воспитательного воздействия на личность обучающихся. В процессе обучения у них формируются теоретико-практические основы будущей профессии, закладываются профессионально-личностные качества, развивается индивидуальность и комплекс жизненных ориентиров, определяющих их будущий профессиональный облик [2].

Для реализации воспитательного потенциала дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» важно учитывать возрастные особенности обучающихся. Учебная дисциплина реализуется на втором году обучения, средний возраст обучающихся – 17 лет, «возраст становления личности» [3]. В процессе обучения преподаватель может оказать влияние на формирование материальных, духовных, жизненных, профессиональных ценностей обучающихся.

Дисциплина состоит из трех основных разделов, каждый из которых дает возможность выстраивать работу с обучающимися так, чтобы не только их обучать, но и способствовать формированию вышеназванных ценностей.

Самым первым воспитателем нового поколения является не что иное, как семья. Именно в семье происходит первоначальное формирование духовного богатства личности, прививаются основные интересы и потребности, формируется система ценностей, что способствует дальнейшему развитию взглядов на окружающую действительность и личное будущее человека. Важным фактором выступает и атмосфера, в которой проходит формирование личности в период детства и юношества. Современные условия развития общества стали причиной развития кризиса в семейном воспитании нового поколения. Вследствие данного кризиса прослеживается ряд проблем, среди которых: нарушение духовно-нравственной сферы в результате некомпетентности родителей, отсутствие представлений о добре и зле, пропаганда внебрачных отношений.

Нравственность семейных отношений накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейший жизненный путь человека. Сильные переживания, вызванные нравственными отношениями в кругу семьи, являются каркасом нравственности человека в отношении окружающего мира.

Так, раздел «Нравственные основы семейной жизни», введенный в 2021 году в Самарской области в программы подготовки специалистов среднего звена, позволяет формировать у обучающихся ответственный подход к созданию семьи на основе осознанного принятия ими традиционных семейных ценностей.

Вышеназванный курс несёт в себе не столько обучающую, сколько воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия преподавателей и обучающихся. Обсуждение вопросов, связанных с базовыми ценностями, – женственность, мужественность, супружество, верность, родство душ, умение прощать – способствует формированию уважения к семье как личной, так и общественной ценности. Молодые люди получают возможность овладения ценностными установками и знаниями, основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию.

Тематика раздела «Психология профессиональной деятельности» позволяет активно использовать методики формирования ценностных ориентаций, такие как дискуссии, деловые игры, ролевые игры. Они дают возможность обучающимся выразить свои мнения, аргументировать свою точку зрения и обсудить различные моральные и этические проблемы. Обязательным условием в ходе дискуссии является создание благоприятных условий, позволяющих обучающимся свободно выражать свои мысли и эмоции в процессе общения, чувствуя себя в безопасности от критики.

Также воспитание ценностных ориентаций может происходить через примеры их применения в реальной жизни. Преподаватель может использовать рассказать реальные истории, затрагивающие важные ценности, в основе ситуационных задач профессиональной направленности; их решение будет способствовать формированию определенных взглядов и ценностей.

Учебный процесс предоставляет уникальный контекст, в котором обучающиеся могут исследовать и обсуждать различные этические вопросы. Темы раздела «Этика профессиональной деятельности» могут быть использованы для развития понимания студентами значимости таких нравственных понятий, как справедливость, честность, уважение к другим и ответственность, в том числе и профессиональная. На занятиях можно проводить дискуссии, с помощью которых обучающиеся могут рассмотреть и разобрать различные моральные дилеммы. Это помогает им развить критическое мышление, аналитические навыки и умение принимать взвешенные решения в сложных этических ситуациях будущей профессиональной деятельности. Принятие ответственности за свои поступки и осознание их последствий является также важным аспектом развития нравственности и этики на занятиях. У обучающихся складывается понимание, что их действия могут влиять на других людей и окружающую среду, и они должны быть ответственными за свои поступки и решения.

Большое значение в воспитании личностных качеств обучающихся имеет самостоятельная работа, которая также предусмотрена рабочей программой дисциплины. Самостоятельная работа формирует у будущих специалистов мотив к учебной деятельности, а также такие качества, как трудолюбие, самоорганизованность и требовательность к себе.

В целом, воспитательный потенциал учебных занятий позволяет учащимся развивать свою нравственность и этику, формировать ценности и принципы, которые помогут им стать ответственными, сознательными и этически грамотными членами общества.

При должном подходе к обучению преподаватель названной дисциплины может сформировать и совершенствовать у обучающихся не только социокультурную, коммуникативную компетенцию, но и новые виды общения, мышления, активную социальную позицию, а также ряд личностных качеств и компетенций, таких как способность работать в команде, планирование своей деятельности для достижения требуемого результата, лидерство, формирование творческих способностей, в том числе посредством поиска нестандартных путей решения предложенных задач.

Литература:

  1. Ярмакеев И.Э. Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста: становление системы: монография / под ред. Г.Г. Габдуллина. — Текст: непосредственный. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. — 472 с.
  2. Исаев А.А. Роль гуманитарных дисциплин в духовно-нравственном воспитании сотрудников полиции / А.А. Исаев. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. — 2018. — Т. 10. — № 4. — С. 6–9.
  3. Голубева О.Ю. Роль воспитательного потенциала учебных дисциплин в духовно нравственном развитии студентов педагогов-психологов / О.Ю. Голубева. — Текст: электронный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolvospitatelnogo-potentsiala-uchebnyh-distsiplin-v-duhovno-nravstvennom-razvitiistudentov-pedagogov-psihologov
  4. Нечаев М.П., Бурлакова Е.С. Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС / М.П. Нечаев, Е.С. Бурлакова. — Текст: электронный // БГЖ. 2016. № 2(15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitate lnyy-potentsial-uchebnogo-zanyatiya-v-kontekste-realizatsii-
  5. Дьяков И.А. Содержание категории «воспитательный потенциал» в современных исследованиях / И.А. Дьяков. — Текст: электронный // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sode rzhanie-kategorii-vospitatelnyy-potentsial-v-sovremennyh-issledovaniyah

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна