Воспитание личности студентов профессиональных образовательных организаций
Васюткина Екатерина Александровна
ГБПОУ «ОНТ» г.Отрадный
Среднее профессиональное образование (СПО) призвано удовлетворять потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
От воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень развития личности молодого специалиста, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических качеств.
Основной целью воспитательной работы является развитие личности обучающегося. Основными задачами воспитания в техникуме являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности и самостоятельности; толерантности.
Данные задачи направлены на то, чтобы в техникуме была доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого студента, чтобы каждый обучающийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только преподавателем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрывающую духовную сферу обучающегося, развивающего его как на уроке, так и после.
Одной из основных задач техникума является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. Что такое группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы техникума [5].
Воспитательная работа в СПО имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием каких либо вредных привычек.
Проблема воспитания в тесном сочетании с обучением студентов СПО в последнее время становится всё более острой. Возросшая роль воспитания в настоящее время связана с политической и экономической ситуацией в обществе. Нельзя не согласиться с Л.Д. Стариковой, которая пишет: «Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: без духовность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации» [3]. В любом случае, для современных преподавателей, методистов, педагогов и психологов совершенно очевидно, что воспитанию обучающихся необходимо уделять много внимания, надо наметить новые подходы к проблеме воспитания, связать воспитание с процессом обучения, сделать его ненавязчивым и неявным [1].
В масштабах современного государства и в тех условиях, которые сложились, в современном обществе воспитание является многоуровневым процессом. На наиболее высоком, общем, государственном уровне воспитание - одно из основных направлений воздействия на личность молодёжи. Для государства важно формирование полноценных членов общества, способных в дальнейшем выполнять свои социальные функции. На региональном уровне воспитание состоит в формировании человека, являющегося патриотом своей родины, нацеленного на преумножение богатства страны и региона. Третий уровень, не менее значимый, чем два названных выше, - воспитание личности, способной действовать в конкретной жизненной ситуации, определяемой в рамках двух предыдущих уровней, способной ставить перед собой конкретные задачи, определять наилучшие способы их решения и решать их.
Важнейшей составляющей воспитания студентов образовательного учреждения СПО является также «студенческое самоуправление, способствующее созданию условий для личностного роста учащихся». Принимая и реализуя управленческие решения вместе со студентами, администрация приобретает в их лице мощную поддержку. Студенческое самоуправление - это одно из условий реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношении [2].
Актуальным вопросом профессионального воспитания студентов техникума является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Профессиональное воспитание студентов техникума имеют следующие задачи: формирование сознательного отношения к выбранной специальности, профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность; формирование осознанной профессиональной мотивации; воспитание чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, осмысленного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности; формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности; формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности студентов к осуществлению трудовой деятельности по выбранной специальности и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях; воспитание у студентов бережливости, формирование уважительного отношения к материальным ценностям [6].
Таким образом, в отличие от традиционного воспитания, делающего акцент на знании ценностей и на эрудиции в сфере культуры и искусства, профессиональное воспитание направлено на обретение студентами умения счастливо жить с присвоенными ценностями, на утверждение в них силы духа, обеспечивающей способность быть успешными и востребованными в профессии, сохраняя, при этом, лучшие человеческие качества. В связи с этим, для человека юношеского возраста крайне важно еще в техникуме, под его защитой и при его активной поддержке и помощи обретать опыт принятия оптимальных нравственных решений в условиях социальной, культурной, учебно-познавательной и профессиональной деятельности, как в техникуме, так и в широком социуме [4].
Литература:
- Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена.- 2006. Выпуск №14.
- Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов /Учебно-методическое пособие –Волгоград: Издательство ВГИПК РО – 2004.
- Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» / Вестник ЧГПУ -2010.
- Огольцова Е.Г., Тлеугабылова К.С. и др. Проблема профессионального воспитания в системе подготовки специалистов / Успехи современного естествознания. -2020.
- Кириленко Т.В. Создание вариативной системы воспитания в учреждени СПО / Среднее профессиональное образование. – 2019.
- Магомедова Е.В., Остапенко И.А. Мировоззрение самоопределение молодежи – важнейшая проблема современного российского образования / Азимут научных исследований: педагогика и психология – 2019.