Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Воспитание личности студентов в процессе обучения в СПО

Мутигулина Зифа Галиулловна

ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж» г. Самара

 

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «воспитания» применительно к учреждениям среднего профессионального образования.

Ключевые слова: воспитание; студент; педагог; среднее профессиональное образование (СПО).

Как известно, личность человека формируется и развивается в процессе его становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера[1].

Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности, оно имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Воспитание - передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, также становление студентов в профессиональном плане в СПО.

Одними из главных задач воспитания являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда у обучающихся[2].

Воспитательная работа со студентами колледжа является важной частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен учебного заведения должен выходить человек не только профессионально обученный, но и воспитанный. Иначе теряется смысл. Большинство авторов в научной литературе считают, что формирование личности человека протекает на протяжении всей жизни, но именно в СПО закладываются основы тех качеств будущего специалиста, благодаря которым он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности, и в которой будет дальнейшее его развитие как личности.

Коммуникация и межличностные отношения, которые складываются в процессе применяемого выяснения острейших проблем общественной деятельности, являются эффективным способом воспитания и становления личности студента. Следовательно, студенческий актив может выступать как сильный фактор воспитательного процесса[4].

Самый главный прием воспитания – безусловное принятие человека таким, какой он есть, без лишних суждений и назиданий. Лишь в этом случае будет фиксироваться у педагога контакт с воспитуемым, что является уникальным условием конструктивного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.

Самой главной особенностью юношеского возраста (включая и позднюю юность) является осознание человеком своей неповторимости, уникальности, в зарождении самосознания и формировании «образа Я», в котором включаются три взаимозависимых элементов: познавательный, эмоциональный и поведенческий[3].

Основной целью воспитательной работы, которая реализуется в колледже, является подготовка квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных специалистов, способных к предстоящему становлению и саморазвитию, в т.ч. к профессиональному росту; являющихся полноценными членами социума, деятельными и законопослушными гражданами своей страны; а также оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении и самореализации.

Система воспитания должна четко направлять молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко бороться за свои интересы, учитывать при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего социума в целом[1].

Отсюда исходит потребность системной постановки воспитательного процесса в колледже. Недопустимо разделять воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны интегрироваться в органический процесс формирования личности студента.

Благоприятное положение студента в окружающей его среде, в студенческом объединении помогает нормальному развитию его личности. Не допускается существенное расхождение между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от важнейших для него группы людей, к которым также должен относиться и преподаватель. В таком случае он может помочь студенту в адаптации обучения, в осиливании негативного соотношения самооценки, предстоящей оценки и оценки, соответствующей от соотносимой группы. Это можно сделать целенаправленно, организовав педагогическую ситуацию так, чтобы студент предстал перед важными для него «другими» в лучшем свете и получил благоприятную оценку, что вызовет повышение ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной установку в целом[2].

Таким образом, одним из базовых принципов современного процесса обучения есть единство обучения и воспитания, соответственно педагогу системы СПО необходимо владеть знаниями, умениями, навыками организации воспитательного воздействия на студентов. Формирование современного специалиста как целостной, гуманной, гармонично развитой личности со сформированным национальным сознанием, включая в себя патриотические чувства, прочно связано с его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе среднего профессионального образования.

Литература:

  1. Бондаренко А.Ю., Козырева О.А. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»// Инновационная наука. –2019. № 1-2(13). - С. 150-151.
  2. Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.- практ. конф. / Науч. ред. Е.А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2021. - С. 49-54.
  3. Макаренко А.С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 2020. Т. 5.
  4. Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя// Педагогика. 2020

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна