Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Важность профессиональной направленности заданий на уроках русского языка

Алямскова Ольга Борисовна

ГАПОУ «СЭК им. П. Мачнева» г. Самара

 

Предприятия-работодатели предъявляют объективные требования к качествам, обеспечивающим конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Проблема конкурентоспособности студенческой молодежи – одна из важнейших и актуальных сегодня. Спрос на профессиональных специалистов достаточно высок. Но работодатели, даже испытывающие потребности в кадрах, отмечают, что найти хорошего специалиста очень непросто.

Для того, чтобы стать успешным в какой-либо области современный студент должен владеть определенным «пакетом» компетенций. Компетенции – это готовность применить полученные в колледже знания, умения и сформированные личностные качества для успешной профессиональной карьеры.

Мы проанализировали литературу и нормативные документы, определили, что компетенция включает в себя пять основных составляющих:

  • определенные полномочия, которыми наделен человек;
  • знания, умения и практический опыт;
  • соответствие определенным требованиям;
  • готовность к определенному виду деятельности;
  • способности.

Если на этой основе построить модель выпускника колледжа, то получается, что в результате образовательного процесса он должен быть:

  • наделенным определенными полномочиями, например, выбора организации для трудоустройства, образовательного учреждения для продолжения образования;
  • иметь соответствующие знания, умения и опыт практической деятельности, необходимые для работы или продолжения обучения в высшем учебном заведении;
  • соответствовать требованиям, предъявляемым работодателем к соискателям или вузом к своим абитуриентам;
  • быть готовым к обучению на рабочем месте или в ВУЗе, что по своей структуре и специфике отличается от обучения в колледже;
  • иметь определенные способности, необходимые для работы.

По мере освоения образовательной программы знания, умения и навыки как составляющие компетенций становятся востребованными в ходе изучения последующих дисциплин. Именно так происходит накопление опыта практической деятельности, то есть развитие той части компетенции, которая определяет готовность ее использования по мере востребованности. Параллельно с освоением способов деятельности приобретаются и новые знания, умения и навыки – так происходит постепенный переход к формированию компетенции с учетом заданного уровня. Поэтапное формирование профессиональных компетенций является цементирующей основной для формирования необходимой совокупности профессиональных компетенций, заложенных в ФГОС СПО, что в дальнейшем отразится на успешности профессиональной деятельности студента.

По большей части профессиональные компетенции формируются на занятиях профессионального цикла, но на общеобразовательных предметах это тоже возможно. Так, например, на уроках русского языка мы пишем словарные диктанты, в которые включена профессиональная терминология, анализируем явления языка на примере текстов, касающихся специальности. Возможен лингвистический анализ ФГОС специальностей, инструкций по технике безопасности.

Хотим предложить несколько вариантов заданий по русскому языку для специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», при выполнении которых будут формироваться профессиональные компетенции.

На уроке при изучении раздела «Лексика», говоря о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах предлагаем выполнить следующие задания:

Закончите предложение: «Личностные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности электрика:..… (примерные ответы студентов: общительность, терпение, выдержка, оперативность, расторопность, внимательность, ответственность, честность, доброжелательность, красноречие).

В следующем предложении необходимо употребить слова, противоположные по смыслу записанным в первом предложении: «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности электрика: … (примерные ответы студентов: замкнутость, несдержанность, вспыльчивость, импульсивность, медлительность, рассеянность, легкомысленность, лживость, злобность, косноязычие).

Пример задания, основанного на тексте ФГОС: прочитайте фрагмент Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2017 г. №1196 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и выпишите слова, значение, правописание или произношение которых вам необходимо уточнять в словаре.

Таблица 1.

Сложности в правописании – орфографический словарь

Трудности в произношении – орфоэпический словарь

Трудности в понимании значения – толковый словарь

Совокупность

Оборудование

Программа 

и т.д.

Включенных

Эксперимент

Компетенции

 

Также считаем полезным на уроках русского языка составление мини-словаря, который включает профессиональную лексику. Например,

Таблица 2.

1.

Заземлитель

провод, отводящий электрический ток.

2.

Звонок

сигнальное устройство, срабатывающее при нажатии кнопки.

3.

Заряд

электрическая энергия, передаваемая элементу.

4.

и т.д

 

 

Мы считаем, что подобные виды работы в процессе изучения ОУП.01 Русский язык помогут в формировании не только общих, но и профессиональных компетенций будущих специалистов в области технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования, позволят осознать значимость будущей специальности, пробудят интерес к ней, обогатят словарный запас, позволят повысить качество усвоения специальных дисциплин.

Литература

  1. Васильев, Л. И. Нелинейный образовательный процесс и развитие компетенций студентов: учебное пособие / Л. И. Васильев, О. А. Антоновва, Д. К. Афанасова. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. - 186 с.
  2. Денисова, Т. Л. Учебно-методическое пособие по развитию коммуникативной компетенции обучающихся 1-го курса: учебно-методическое пособие / Т. Л. Денисова, Н. В. Логинова, Н. Н. Савельева. - Омск: ОмГУПС, 2022. - 22 с. 
  3. Е. А. Синкина, О. В. Тарасюк, А. М. Ханов. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика: монография. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 150с.
  4. ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) от 7.12.2017 г. № 1196

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна