Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Технологии искусственного интеллекта в образовании

Маёрова Мария Олеговна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»

 

В настоящее время искусственный интеллект (ИИ) играет важную роль во многих областях человеческой жизни, включая образование. Использование ИИ в образовании может значительно улучшить процесс обучения, сделать его более доступным и эффективным. Однако, существующий опыт использования цифровых технологий, в частности искусственного интеллекта, в классной работе говорит о том, что роль преподавателя по-прежнему является первостепенной в образовательном процессе. Все достижения технического прогресса не только не влияют на повышение успеваемости, но и требуют от педагога соответствующего уровня цифровой грамотности.  Педагог в данном случае должен явиться фактором раскрытия потенциала технологий для совершенствования учебно- методической деятельности [3].

В каких же сферах деятельности современный преподаватель может использовать искусственный интеллект? Во-первых, это образовательное оценивание. Федерякин Д., научный сотрудник и преподаватель Института образования НИУ ВШЭ считает, что искусственный интеллект может являться помощником при составлении простых заданий, например, на проверку правил русского языка. Простые алгоритмы способны обучиться перечню понятных правил русского языка и затем генерировать задания, на их проверку. Примером более сложной работы искусственного интеллекта стали дообученные нейросети, создание Институтом образования НИУ ВШЭ, совместно с учёными Института русского языка им. Пушкина. Основой нейросети стала языковая модель RUGPT-3. Изначально, она не является специфичной для определённого возраста или тем, но после применения машинного обучения на меньшем объёме данных, она стала способна генерировать задания, проверяющие понимание грамотности и языковую грамотность. Например, подобрать фразу для заполнения пробела в предложении или расставить по порядку перепутанные предложения текста.

При проверке эссе и заданий с открытыми ответами ИИ может выступить инструментом снижения субъективности, ориентируясь исключительно на чётко заданные критерии [1].

Во- вторых, одним из главных преимуществ использования искусственного интеллекта в образовании является его способность индивидуализировать обучение. ИИ может анализировать данные о каждом студенте, его способностях и особенностях обучения, и предоставлять персонализированные задания и материалы. Это помогает студентам получать образование, соответствующее их индивидуальным потребностям и уровню знаний. В программе «Цифровые профессии» от Минцифры уже внедрена нейросемантическая сеть, осуществляющая аналитику цифровой рефлексии. С её помощью стало возможным за короткий промежуток временит выяснить, какой объём информации после каждого изученного модуля студент усвоил и как планирует применять знания на практике [6].

Другим преимуществом ИИ в образовании является его способность предоставлять мгновенную обратную связь. Традиционные методы обучения часто требуют времени для проверки результата, что может снизить эффективность усвоения материала. Искусственный интеллект может проанализировать ответы студента немедленно и дать немедленную обратную связь. Это помогает студентам исправлять ошибки и улучшать свои навыки более эффективно. Так, в проекте «01Математика» ИИ отведена роль анализа данных о том, какой процент заданий обучающийся выполнил, верно, с какой скоростью, а также ведения статистики ошибочных ответов. Это помогает и преподавателю обратить внимание на то, какие задания, возможно, составлены с ошибкой или сложны для восприятия студентами [5].

Интересным преимуществом ИИ является подбор команд и групп студентов. Преподаватель с помощью диагностики необходимых характеристик-гармоний (гармония ролей, знаний, личностных качеств, интересов и ценностей) студентов может группировать обучающихся так, чтобы в итоге получилась группа с нужным для решения поставленных задач набором софт- и хард-скиллов. Таким образом, студенты усиливают друг друга и легче достигают взаимопонимания [2].

Несмотря на действительно широкий потенциал ИИ, некоторые проблемы остаются актуальными. Так, 43% населения мира всё ещё не имеют доступа к интернету. Это создаёт сложности для учащихся, имеющих ограниченный доступ к информации, необходимой для обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий, адекватно удовлетворяющих их потребности [5].

Кроме того, применение ИИ тесно связано с необходимостью постоянного контроля за его деятельностью. Неверная трактовка искусственным интеллектом и ошибки в данных могут привести к серьёзным последствиям.

Таким образом, ИИ можно рассматривать как помощника современного педагога. При этом, ни в коем случае, нельзя исключать из образовательного процесса личность педагога и фактор социального взаимодействия педагог-студент. Технология призвана лишь закрыть пробелы, на которые у педагога не хватает личных ресурсов. Андрей Комиссаров раскрыл этот тезис так: «Мы должны сделать так, чтобы наши колебания между разными выборами, наши ошибки, «…» наши эмоции, которые мы проявляем, «…» чтобы все эти элементы, учитываемые искусственным интеллектом, помогли нам сделать наше образование более эффективным, более правильным» [4].

Литература:

  1. Брызгалина, Е. В. Социально-гуманитарные проблемы развития систем искусственного интеллекта в школьном курсе обществознания / Е. В. Брызгалина, В. Н. Киселев. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2022 – № 6 – С. 45-55. – Библиогр.: с. 55
  2. Ендовицкий, Д. А. Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта / Д. А. Ендовицкий, К. М. Гайдар. //Высшее образование в России. – 2021 – № 6 – С. 121-131. – Библиогр.: с. 128-129
  3. Искусственный интеллект в школьном образовании: от теории к практике / Р. И. Котов, С. В. Красько, М. А. Сергеева, А. А. Тюняткин. Школьные технологии. – 2023 – № 2 – С. 93-105: 10 рис. – Библиогр.: с. 103-104 (30 назв.). – ISSN 2220-2641.
  4. Карпенко, О. М. Искусственный интеллект в образовании / О. М. Карпенко, М. П. Карпенко. // Инновации в образовании. – 2022 – № 9 –С. 4-9.
  5. Радугин, А. А. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза: технологии, потенциал и проблемы / А. А. Радугин, О. А. Радугина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. – 2021 – № 4 – С. 84-87

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна