Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Способы формирования общих и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплин профессионального цикла

Анкудимова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский социально-педагогический колледж» г. о. Самара

 

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности» [1].

Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

По специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» требования к результатам освоения программы представлены общими и профессиональными компетенциями, которые тесно взаимосвязаны. Именно с формированием компетентности будущего воспитателя ДОУ связано качество профессионального образования, которое способствует конкурентоспособности выпускника на региональном рынке труда.

Данные общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием». Будущий воспитатель должен быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Перед преподавателями профессионального цикла стоит задача сформировать общие и профессиональные компетенции. Особую значимость приобретает дисциплина ОП.02 «Психология», которая является основой для формирования знаний по педагогике, частным дошкольным методикам, опирающиеся на психологические особенности развития дошкольников. Что говорит о необходимости на каждом уроке работать над формированием общих и профессиональных компетенций обучающихся, т.к. они являются стратегической целью профессионального образования.

Хочется особо выделить те компетенции, над которыми идет формирование на уроках Психологии:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 2.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность дошкольников, посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста.

В связи с вышеизложенным считаю, что содержание урока должно иметь ярко выраженную практическую и профессиональную направленность, что позволяет в полной мере реализовать поставленную задачу.

Каждый урок Психологии традиционно начинается с создания эмоционально-положительного настроя на предстоящую деятельность посредством использования утреннего круга, с которого также каждый день начинается в дошкольных образовательных учреждениях. Это способствует как формированию ОК 1. (Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес), так и ПК 2.2. (Организовывать игровую и продуктивную деятельность дошкольников, посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста).

Для эффективной реализации цели и задач урока на этапах закрепления материала урока и сообщения новых знаний обучающиеся часто работают в группах. При этом в каждой группе назначается Лидер, который на каждом учебном занятии меняется. Лидер организует работу внутри группы, распределяет обязанности и фиксирует активность обучающихся в специальной форме (Карта активности обучающихся) на разных этапах урока, что создает дополнительные условия для мотивации обучающихся.

Разработанные преподавателем карты активности обучающихся, легко заполняются, отражают все виды работ на уроке, информативны, позволяют сделать всестороннюю оценку деятельности обучающихся в конце урока. Использование приема выбора Лидера группы используется при групповых формах работы на уроке и способствует формированию ОК 6. (Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами), а также способствует развитию личностных результатов при реализации программы воспитания (ЛР 21 Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению; способность вести диалог).

Для будущего воспитателя также важно овладеть ОК 5. (Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, ОК 4 (Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития). В связи с этим, почти на каждом уроке используются ИКТ и дистанционные технологии (платформа LearningApps, работа с электронным учебником на платформе ЮРАЙТ, с Яндекс диском).  У обучающихся развивается познавательный интерес, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции.

С целью повышения работоспособности обучающихся на каждом уроке используются элементы здоровьесберегающей технологии (физминутка, динамическая пауза, коррекционные виды гимнастик), что способствует формированию профессиональной компетенции ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

Для будущего воспитателя важно уметь организовывать и собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2). Для это на уроках, в основном на этапе закрепления полученных знаний используется проблемное обучение (решение проблемных ситуаций, профессиональной направленности).

Таким образом, в процессе изучения дисциплины профессионального цикла «Психология» педагогом применяется продуманная система, оптимально сочетающая в себе использование технологий формирования общих и профессиональных компетенций.  

  • информационно – коммуникационные технологии (мультимедийные презентации);
  • дистанционное и интерактивного обучение (выполнение заданий на платформе LearningApps, работа с электронным учебником на платформе ЮРАЙТ, с Яндекс диском);
  • проблемное обучение (решение проблемных ситуаций, профессиональной направленности);
  • элементы здоровье сберегающей технологии;
  • игровые технологии;
  • технология группового обучения;
  • элементы коучинг технологии.

Использование на каждом уроке профессионально-ориентированной деятельности, способствует повышению качества образования, мотивации обучающихся на будущую профессиональную деятельность, стремлению соответствовать современным требования рынка труда.

Литература

  1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 12.12.2023).

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна