Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Создание информационной образовательной среды СПО как условие реализации ФГОС СПО

Антропов Никита Александрович

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум», с. Сергиевск

 

Техникум – живой организм, главным условием жизнедеятельности которого, как и любого живого организма, является движение. Применительно к техникуму, как и к любому образовательному учреждению, движение означает постоянное совершенствование педагогических приёмов, методов, практик, неустанное стремление к лучшему результату в образовательной деятельности. Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку техникум несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе. среды.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС СПО являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующих задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

Проблему информатизации образовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам его оснащения средствами ИКТ, необходимо также учитывать готовность педагогов работать в условиях информатизации, уровень организованности всех участников образовательного процесса, изменения в методах и организационных формах работы обучающихся и педагогического коллектива, изменения в управлении образовательным процессом школы и многое другое. Таким образом, формирование и развитие информационно-образовательной среды включает в себя, на наш взгляд, три взаимосвязанных аспекта:

технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами);

организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе);

человеческий (ИКТ - компетентность всех участников образовательного процесса);

На сегодняшний день в нашем техникуме ещё существуют проблемы с технологическим обеспечением. Важной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие достаточного финансирования на приобретение программных продуктов для обеспечения учебного процесса.

В нашем техникуме современным мультимедийным оборудованием оснащены два кабинета (информатики), а также 25 компьютеров образовательного учреждения подключены к сети Интернет. Создана зона свободного доступа к ресурсам Интернета для студентов – медиатека.

Кроме того, техникум имеет комплект для дистанционного обучения. К сожалению, в сельской местности, скорость Интернета невелика. Поэтому качественно проводить дистанционное обучение и участвовать в видео конференциях не представляет возможности.

Однако наличие технических средств в ОУ само по себе ещё не приводит к изменениям в образовательном процессе. На наш взгляд требования к организации образовательного процесса средствами высокотехнологичной среды в современном образовательном учреждении, опираясь на текст ФГОС, можно сформулировать следующим образом:

насыщенность средствами информатизации, эффективная система коммуникаций;

активное использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, актуальных педагогических технологий;

применение различных форм деятельности обучающихся в образовательном процессе, в том числе форм дистанционного обучения;

расширение образовательного пространства через доступ к внешним источникам знаний, научной информации.

Формирование готовности педагогических и руководящих работников СПО к использованию электронных образовательных ресурсов в течение ряда лет осуществляется благодаря организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий при ЦПО.

Сегодня для педагогов нашего техникума, в работе традиционными стали такие формы использования ИКТ как:

  • использование ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности;
  • использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы студентов;
  • участие в предметных Интернет-олимпиадах;
  • компьютерный контроль знаний различного уровня;
  • поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет

В настоящее время практический опыт работы нашего техникума показывает, что время точечных решений в сфере информатизации образовательных учреждений прошло. Требования, предъявляемые новыми государственными стандартами образования (ФГОС), диктуют нам необходимость осуществления комплексного подхода к построению электронного образовательного пространства ОУ. Обеспечить реализацию такого подхода сегодня возможно только при плановом построении электронного образовательного пространства в соответствии с моделью высокотехнологичной информационно-образовательной среды ОУ, над чем мы и продолжаем работать.

Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности — это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.

Однако необходимо отметить, что не всё в техникуме зависит от компьютера и оргтехники, всё это только средства.

Без современного педагога, подвижника своего дела, преданного своей профессии человека, не может быть современного образования.

Литература

  1. Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. Моделирование процесса информатизации школы /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2019, №17.
  2. Зубахин А.И. Опыт создания и использования единого информационного пространства в школе /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2019, №17.
  3. Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Технические средства информатизации. - ИД «ФОРУМ». – 2020.
  4. Пожарина Г.Ю., Поносов А.М. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования. - Бином. Лаборатория знаний. – 2018.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна