Создание информационной образовательной среды СПО как условие реализации ФГОС СПО
Антропов Никита Александрович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум», с. Сергиевск
Техникум – живой организм, главным условием жизнедеятельности которого, как и любого живого организма, является движение. Применительно к техникуму, как и к любому образовательному учреждению, движение означает постоянное совершенствование педагогических приёмов, методов, практик, неустанное стремление к лучшему результату в образовательной деятельности. Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку техникум несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе. среды.
Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС СПО являются:
- техническое обеспечение;
- программные инструменты;
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- отображение образовательного процесса в информационной среде;
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующих задач:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
Проблему информатизации образовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам его оснащения средствами ИКТ, необходимо также учитывать готовность педагогов работать в условиях информатизации, уровень организованности всех участников образовательного процесса, изменения в методах и организационных формах работы обучающихся и педагогического коллектива, изменения в управлении образовательным процессом школы и многое другое. Таким образом, формирование и развитие информационно-образовательной среды включает в себя, на наш взгляд, три взаимосвязанных аспекта:
технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами);
организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе);
человеческий (ИКТ - компетентность всех участников образовательного процесса);
На сегодняшний день в нашем техникуме ещё существуют проблемы с технологическим обеспечением. Важной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие достаточного финансирования на приобретение программных продуктов для обеспечения учебного процесса.
В нашем техникуме современным мультимедийным оборудованием оснащены два кабинета (информатики), а также 25 компьютеров образовательного учреждения подключены к сети Интернет. Создана зона свободного доступа к ресурсам Интернета для студентов – медиатека.
Кроме того, техникум имеет комплект для дистанционного обучения. К сожалению, в сельской местности, скорость Интернета невелика. Поэтому качественно проводить дистанционное обучение и участвовать в видео конференциях не представляет возможности.
Однако наличие технических средств в ОУ само по себе ещё не приводит к изменениям в образовательном процессе. На наш взгляд требования к организации образовательного процесса средствами высокотехнологичной среды в современном образовательном учреждении, опираясь на текст ФГОС, можно сформулировать следующим образом:
насыщенность средствами информатизации, эффективная система коммуникаций;
активное использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, актуальных педагогических технологий;
применение различных форм деятельности обучающихся в образовательном процессе, в том числе форм дистанционного обучения;
расширение образовательного пространства через доступ к внешним источникам знаний, научной информации.
Формирование готовности педагогических и руководящих работников СПО к использованию электронных образовательных ресурсов в течение ряда лет осуществляется благодаря организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий при ЦПО.
Сегодня для педагогов нашего техникума, в работе традиционными стали такие формы использования ИКТ как:
- использование ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности;
- использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы студентов;
- участие в предметных Интернет-олимпиадах;
- компьютерный контроль знаний различного уровня;
- поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет
В настоящее время практический опыт работы нашего техникума показывает, что время точечных решений в сфере информатизации образовательных учреждений прошло. Требования, предъявляемые новыми государственными стандартами образования (ФГОС), диктуют нам необходимость осуществления комплексного подхода к построению электронного образовательного пространства ОУ. Обеспечить реализацию такого подхода сегодня возможно только при плановом построении электронного образовательного пространства в соответствии с моделью высокотехнологичной информационно-образовательной среды ОУ, над чем мы и продолжаем работать.
Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности — это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.
Однако необходимо отметить, что не всё в техникуме зависит от компьютера и оргтехники, всё это только средства.
Без современного педагога, подвижника своего дела, преданного своей профессии человека, не может быть современного образования.
Литература
- Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. Моделирование процесса информатизации школы /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2019, №17.
- Зубахин А.И. Опыт создания и использования единого информационного пространства в школе /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2019, №17.
- Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Технические средства информатизации. - ИД «ФОРУМ». – 2020.
- Пожарина Г.Ю., Поносов А.М. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования. - Бином. Лаборатория знаний. – 2018.