Современные образовательные технологии как средство формирования общих компетенций у студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование на занятиях ОУП.03 У Иностранный язык
Пономарева Вероника Сергеевна
преподаватель английского языка
и специальных дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Отрадненский нефтяной техникум», г.о. Отрадный
Среднее профессиональное образование обеспечивает получение специальности и продвижение личности в образовательной системе. Перед системой профессионального образования встает проблема подготовки специалиста, востребованного на современном рынке труда. Решением этой проблемы является формирование как общих, так и профессиональных компетенций будущих специалистов посредством современных технологий. В статье приводится толкование терминов «компетенция», «компетентностный подход», «профессиональные компетенции», «общие компетенции».
Т.к. на 1 курсе обучения студентов по ФГОС СПО тертьего поколения мы формируем в основном только общие компетенции, именно поэтому, гораздо правильнее было бы на данном этапе использовать системно-деятельностный подход, который позволяет формировать общие компетенции в полной мере.
Наряду с системно-деятельностным подходом необходим и личностно-ориентированный, смысл которого заключается в дифференциации студентов по уровню достигнутых ими образовательных результатов. Это позволит максимизировать способности, умения и навыки каждого обучающегося.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных, общих компетенций, а также профессиональных компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: в период введения в профессию и в период овладения профессией.
Использование ИКТ при обучении усиливает мотивацию обучения. В работе следует сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов для изучения образцов для копирования, использую Интернет-ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации для фронтальной работы с учащимися. Интересно проходят уроки-экскурсии с применением информационных ресурсов музеев по различным темам.
Сопровождаю уроки и мероприятия нестандартными электронными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, заинтересовать студента. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи.
В течение этого года активно применяю технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят студентов к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Важно упомянуть о том, что не все студенты могут достичь определенных образовательных результов в рамках проектной и научно-исследоовательской деятельности. Такие студенты, как правило, являются маломотивированными, поэтому им следует прдложить работу через онлайн сервисы, такие как, интерактивная доска MIRO, работа на онлайн-платворме «Progress me», чтобы, прежде всего, решить самую важную их проблему.
Таким образом, рассмотрим использование перечисленных подходов.
В рамках «ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам» следует использовать доску МИРО, где можно предложить студентам задания, направленные на выбор способа решения определенных задач в различных контекстах
В рамках «ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности», «ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях» следует использовать проектную и научно-исследовательскую деятельность, таким образом, студнт в полной мере может использовать современные средства поиска, анализа и инетрпетации информации в данной деятельности.
В рамках «ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде» данная компетенция формируется посредством достижения других, т.е. в выполнении проектных и научно-исследовательских задач, а также в групповой образовательной деятельности обучающихся.
В рамках «ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста» следует использовать доску МИРО, посредством этого для студетов будет более доступно развитие данной компетенции, но важно, чтобы задания, разработанные для выполнения студентами, основывались на формированиии именно коммуникативной компетенции.
В рамках «ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения» следует использовать доску МИРО, где можно предложить студентам задания, направленные на выбор способа решения определенных задач в гражданско-патриотическом констексте.
«ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» является «универсальной» компетенцией, т.к. достижение свое находит посредством решения других задач.
В рамках «ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности» и «ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках» следовало бы применять проектную и научно-исследовательскую деятельность, например, в сравнениии образовательных программ Соединенного Королевства и Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные подходы, позволяют спланировать работу, которая направлена на достижение цели современного профессионального образования, и добиться хороших результатов в формировании общих компетенций педгога дошкольного образовательного учреждния.