Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Совершенствование форм и методов работы со студентами при переходе к новым стандартам образования

Сазонова Е.С.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Отрадненский нефтяной техникум"

 

На сегодняшней день актуальной задачей, стоящей перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода. Под профессиональными компетенциями в ФГОС понимается способность действовать на основе имеющихся  умений, знаний и практического  опыта в определенной   профессиональной  деятельности. 

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных, общих компетенций, а также дополнительных компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: в период введения в профессию и в период овладения профессией.

Формы и методы работы со студентами: проектная деятельность, виртуальная лаборатория https://content.edsoo.ru/lab/, продуктивная деятельность, проблемное обучение, интерактивные методы.

Существенную роль в образовательном процессе отводится лекции, у которой есть «минус» – это пассивность ее слушателей, возможность находиться в бездумном состоянии. Преподаватель должен помочь студентам выработать умение творчески мыслить, развить подвижность и остроту ума. Это становится возможным, если сочетать различные виды лекций с привлечением мультимедийных средств.

В своей практике, на этапе изучения нового раздела, темы, использую лекцию-визуализацию. Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, которая создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения. Лекция-визуализация ориентирована на реализацию принципа наглядности. Чтение лекции сводится к комментированию подготовленных визуальных материалов (слайды, чертежи, рисунки, схемы, фотографии и т.д.), которые должны: обеспечить систематизацию имеющихся знаний; обеспечить усвоение новой информации; демонстрировать разные способы визуализации. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Лекция-визуализация помогает студентам преобразовывать лекционный материал в визуальную форму, что способствует формированию у них профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов.

Кроме того, группировка преподавателем материала в схемы, таблицы, графики позволяет работать фотографической памяти. А веселые иллюстрации, анимации позволяют делать акцент на самых значимых моментах курса.

Разработка лекции-визуализации требует тщательной реконструкции лекционного материала в визуальную форму (схемы, графики, таблицы, рисунки, чертежи) посредством технических средств обучения.  В работе над лекцией могут быть задействованы и студенты, которые получат соответствующие навыки и умения, смогут развить активность и развить личностное отношение к обучению.

Для самостоятельной части блока применяю проблемную лекцию, которая начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изучения материала необходимо решить, она строится таким образом, что познания слушателя приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Этот вид лекций активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

  1. Для проблемного изложения выбираются важнейшие разделы курса.
  2. Разрабатывается система познавательных задач: учебных проблем, проблемных и информационных вопросов.
  3. При конструировании лекции ориентируются на диалогическое общение, формируется банк вопросов/заданий.

Учебный процесс должен: во-первых, быть моделью той среды, в которой будут жить и трудиться будущие профессионалы - нынешние студенты; во-вторых, содержать в себе конкретные цели, задачи и проблемы общественной и трудовой деятельности людей; в-третьих, обеспечить формирование у студентов потребностей и способностей решать практические задачи, изменять и улучшать тот предметный и социальный мир, в котором они живут.

Активное обучение полностью отвечает этим требованиям, так как в его основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя сделать каждого студента действующим участником учебного процесса, ведущим поиск путей и способов решения, изучаемых проблем (скрайбинг, кроссенс, инфографика)

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.  Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения студентом выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности студента от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке). Организация проектно-исследовательской деятельности студентов создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ студентов свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что,   несомненно, будет способствовать успешному обучению.

Работаю со студентами с низким уровнем успеваемости.

Поэтому основная моя задача — это интерес к изучаемому предмету.

Принцип работы: партнерские отношения со студентами.

Используемые методы позволяют студентам в дальнейшем применять полученные знания на практике, проявлять творческие способности, самостоятельность и индивидуальность, получать навыки анализа данных и выработки решения.

 

Литература:

  1. Авдеюк, О. А. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования / О. А. Авдеюк, Е. Н. Асеева, А. В. Крохалев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4706/ (дата обращения: 20.12.2023).
  2. Авдеюк О.А. Роль информационных технологий в процессе образования студентов безотрывной формы обучения/ О. А. Авдеюк, А.В. Крохалев, К.В. Приходьков, А.Н. Савкин// Международный журнал экспериментального образования, №4 ,2011.– С. 48-49.
  3. Материалы Международной научно-исследовательской конференции преподавателей и обучающихся «Ломоносовские чтения – 2020» под редакцией А.В. Боевой, г. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2020 – II том, 422 с.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна