Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Роль ВФСК «ГТО» в патриотическом воспитании детей и подростков

Лаврентьева Юлия Александровна,

руководитель физического воспитания,

преподаватель физической культуры

ГБПОУ Самарской области «Самарский техникум кулинарного искусства»,

г.о. Самара

 

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России. Поэтому проблема формирования патриотизма является одной из самых актуальных в сфере духовно-нравственной жизни современного общества.

Цель исследования – обосновать эффективность ВФСК «ГТО» воспитания патриотизма у детей и подростков.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-методической литературы;
  2. Определить и дать характеристику педагогическим возможностям ВФСК «ГТО» в формировании патриотического воспитания;
  3. Обобщить и систематизировать выводы.

Главное место среди терминов данной работы занимает термин «патриотизм». В основном понятие патриотизм рассматривают и понимают как любовь к своей Родине, чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее, источник мужества, стойкости, силы народа.

«Российский патриотизм» – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям.

Практически так же определяет это явление «Философская энциклопедия»: «Патриотизм - (от греческого - соотечественник, отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам».

А вот какое объяснение термину «патриотизм» можно найти в толковом словаре русского языка, составленном С. И. Ожеговым: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». И, соответственно, патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [4].

Из представленных определений можно выделить основные черты, которыми обладает патриот – человек, любящий свою Родину:

  • чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к жителям своего села или города, своему народу, языку, культуре;
  • желание заботится о своем народе, об интересах Родины;
  • осознание долга и ответственности перед своей семьей, ближним окружением, перед родным селом, городом, перед Родиной;
  • проявление гражданской позиции;
  • готовность к защите Отечества;
  • уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, большой и малой Родины, а также гордость за социальные и культурные достижения соотечественников и страны в целом.

С малых лет нужно воспитывать в подрастающем поколении чувство патриотизма, формировать патриотические качества. Систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины называют патриотическим воспитанием.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности и не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.

Но, конечно, реализация патриотического воспитания требует модернизации - нужны новые, более углубленные, методы и формы ее проведения. На сегодняшний день этот процесс стал одним из приоритетных направлений образовательной политики.

Одной из важнейших реформ военно-патриотического воспитания стало возрождение в 2013 комплекса ГТО в современном формате.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин заявил: «Предлагаю использовать данные средства на развитие массового спорта, включая, например, реализацию в субъектах федерации комплекса ГТО, мероприятий движения «Спорт для всех» и поддержку доступных спортклубов, находящихся в шаговой доступности» [1].

Итак, сегодня комплекс ГТО продолжает свое возрождение, преобразившись в новой форме и новых условиях. Одной из его задач является воспитания патриотизма у населения, особенно у детей и подростков, а также обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Например, на сегодняшний день по абсолютному числу участников проекта Самарская область находится на 9 месте среди субъектов Российской Федерации и на 3 месте в ПФО. В электронной базе ГТО зарегистрировано почти 550 тысяч жителей Самарской области. При этом количество новых участников за год выросло почти на 80 000 человек.

Более 100 000 участников тестирования успешно прошли испытания и стали обладателями знаков отличия комплекса ГТО. Так, золото – у 43 300 человек, серебро – почти у 37 000, бронза – более, чем у 26 000 участников.

Работа по внедрению в регионе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» продолжается. Создаются условия для участия в тестировании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В них уже приняли участие свыше 800 человек с инвалидностью, порядка 240 из них выполнили нормативы ГТО на знаки отличия [5].

В полной мере реализовать педагогический потенциал комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотического воспитания детей и подростков следует через его педагогические возможности:

  1. Раскрытие воспитательного потенциала физической культуры и спорта. Ключевой задачей комплекса ГТО является раскрытие воспитательного потенциала физической культуры и спорта, увеличение числа граждан, систематически занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью [2].
  2. Реализация преемственности поколений, воспитание уважения к памяти защитников Отечества. Изучая историю советского комплекса ГТО, подростки соприкасаются с важнейшим событием для нашей страны — победой в Великой Отечественной войне. Значение комплекса ГТО и БГТО в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны, подвиги и жертвы советских солдат, значкистов ГТО следует рассматривать как средство воспитания ценностного отношения к Родине, уважения к истории страны, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, с подчеркиванием взаимосвязи и преемственности поколений.
  3. Объединение воздействий образовательной организации и семьи в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков. Эффективная реализация комплекса ГТО предполагает привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом населения всех возрастов, в этой связи ключевая роль в информировании, привлечении и пропаганде ВФСК ГТО среди населения отводится образовательным организациям [2].
  4. Создание празднично-патриотической атмосферы, в которой организуются мероприятия по реализации комплекса ГТО. Все официальные мероприятия, связанные с реализацией комплекса ГТО (сдача нормативов, вручение удостоверений и значков отличия и т. д.), отличаются высоким эмоциональным фоном, проходят в торжественной обстановке с использованием государственной символики, что не только повышает уровень патриотизма и уважения к государству, но и способствует изучению государственных символов России [2].

Таким образом, являясь социальным и педагогическим феноменом, комплекс ГТО пронизывает все уровни современного социума, воспитывает юных физкультурников в духе любви к Родине, формирует ответственность, дисциплинированность, чувство гражданского долга, влияет на общественное положение и образ жизни.

Литература:

  1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, В.В. Малков. — 3-е изд. перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2023. — 380 с.
  2. Болдырев И. И. Педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (212). С. 167–176. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-167-176
  3. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2006. 240 с.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
  5. Правительство Самарской области [Электронный ресурс ] URL: https://www.samregion.ru/press_center/news/plyus-80-000-samarskaya-oblast-v-trojke-liderov-po-kolichestvu-uchastnikov-kompleksa-gto-sredi-regionov-pfo/ (дата доступа: 18.12.2023)

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна