Роль научно-исследовательской деятельности
в формировании личности будущих специалистов
Саразова Ольга Ильинична
методист, преподаватель профессиональных дисциплин
ГБПОУ «Самарский социально-педагогический колледж»
В настоящее время на рынке труда ценятся специалисты не только имеющие определенные знания по профессии, но, в первую очередь, занимающие активную жизненную позицию, способные к самообучению. Востребованность и конкурентоспособность специалиста зависят от его творческой инициативы, способности адаптироваться в определенных социально-экономических условиях, принимать быстрые, при необходимости, неординарные решения [1].
Перспективными специалистами являются те, кто овладел исследовательскими знаниями и умениями, получив потенциал саморазвития. Исследовательский принцип в обучении предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования. Значимыми становятся способность к целеполаганию, проектированию и планированию своей деятельности, контроль и оценка собственных действий, критическое мышление и выработка собственных выводов [2]. Все эти знания и умения студенты овладевают на дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности». В рамках данного курса предусматривается изучение теоретических вопросов совместно с практическими занятиями.
Теоретический раздел включает изучение основных этапов организации научно-исследовательской деятельности.
На практических занятиях, используя знания теоретического курса, обучающиеся выполняют анализ всех этапов исследования. Самостоятельная внеаудиторная работа, включает подготовку к проведению исследования, изучение теоретических вопросов по темам дисциплины.
Способами реализации требований к освоению дисциплины в образовательном процессе является написание рефератов и создание различных проектов. Ценность такого рода деятельности состоит в том, что в процессе её обучающиеся учатся аналитически мыслить, самостоятельно находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей. Конечный результат не столько важен, сколько сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности обучающихся, расширяется кругозор, повышается интерес к выбранной профессии.
Для студентов второго курса в образовательном процессе предусмотрено написание и защита курсовой работы. Курсовая работа является комплексной самостоятельной работой обучающегося, обобщающей и закрепляющей полученные в процессе изучения дисциплины знания и практические навыки. В соответствии с заданием обучающиеся могут выполнять курсовую работу с решением некоторых вопросов научно-исследовательского характера. Это даёт возможность подготовки обучающихся к проведению исследования в дипломной работе. Курсовая работа ставит своей целью закрепление обучающимися умений:
- применять теоретические знания;
- проводить анализ специальной и технической литературы;
- выделять научную новизну и практическую значимость;
- выделять основные понятия исследования;
- выбирать оптимальный вариант решений поставленной проблемы.
Кроме того, курсовая работа формирует у обучающихся способность к самоорганизации и самоконтролю. В тематике и содержании курсовой работы обучающийся должен учитывать профиль своей специальности и цель обучения.
Завершающая форма исследовательской работы - дипломная работа выпускника. Общей целью этой деятельности является стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, развитие познавательной активности, творческой самостоятельности, развитие аналитического мышления, формирование профессиональных компетенций, а также постоянное обновление профессиональных знаний. При написании дипломной работы обучающийся должен владеть умениями и навыками познавательной деятельности, а именно: уметь определять объект, предмет исследования, формулировать цель и задачи, выдвигать гипотезу, определять теоретическую и практическую значимость исследования, а также находить и отбирать информацию по теме, фиксировать информацию с помощью графиков, схем, диаграмм, сортировать и располагать информацию в логическом порядке, грамотно оформлять работу. Обучающийся одновременно развивает в себе умение излагать информацию перед аудиторией, высказывать и формулировать свою точку зрения, профессионально подходить к оценке собственных достижений, выстраивать личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
У обучающихся активно формируются лидерские качества, коммуникабельность, стремление к сотрудничеству и самосовершенствованию, т.е. более высокие профессиональные навыки и компетенции, определяющие будущий карьерный рост.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность формирует у обучающихся профессиональную грамотность, способную к анализу и систематизации, креативность, саморегуляцию, повышает общую эрудицию, ответственность, становится базой для деятельности более высокого уровня сложности.
Литература:
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2018.
- Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности.-М., 2020.