Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Реверсивное наставничество как форма наставничества в образовательной организации

Мельникова Ф.Г.

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

г. Астрахань

Современный этап в развитии российского образования характеризуется постоянными изменениями в теории и методике обучения и воспитания, появлением новых образовательных технологий и средств обучения (в том числе информационных). Это актуализирует вопросы реализации наставничества в рамках профессиональной деятельности педагогов.

Все мы воспринимаем термин «Наставничество» в традиционном формате, когда опытные специалисты передают свои знания молодым. И в большинстве случаев рассматриваем его применительно к профессиональному становлению молодых педагогов. Педагоги со стажем делятся с ними методическими идеями, организационными форматами. Но нередко так получается, что молодые педагоги тоже имеют какой-то педагогический опыт, даже если они еще вчера окончили колледж или вуз.

         На сегодняшний день особую популярность набирает реверсивное наставничество, которое, предполагает помощь молодых специалистов старшим коллегам в освоении новых компетенций. Начинающий сотрудник (как правило, молодой) выступает в роли наставника более опытного коллеги. С точки зрения субординации — это передача опыта не сверху вниз, а снизу-вверх.

Однако реверсивное наставничество не обязательно предполагает именно межпоколенческое взаимодействие молодых и старших по возрасту. Возможен и вариант, когда возраст вообще не имеет значения — важна принадлежность к разным должностным уровням и компетентности в каких-либо профессиональных вопросах [3].

У каждого человека есть своя «суперсила», вне зависимости от того, на каком этапе своего профессионального пути он находится. Кто-то блестяще делает презентации и в целом владеет цифровой грамотностью, кто-то великолепно разбирается в социальных сетях и может вести страничку образовательного учреждения или сайт.  Кто-то владеет современными образовательными технологиями, имеет свои идеи и так далее — а кому-то как раз этому хочется или просто надо научиться. Именно этот фактор и используется в реверсивном наставничестве.

Ещё такая практика может быть полезна, когда опытным работникам нужен свежий взгляд — те, кто ещё вчера были студентами, могут поделиться со старшими специалистами более новой теоретической базой, чем была в своё время у старших (ведь всё меняется, но за изменениями следят не все).

Так же молодые специалисты, часто думают, что старшее поколение не готово осваивать новое и склонно сопротивляться изменениям, а старшие, в свою очередь, считают молодых избалованными и поверхностными. Это порой приводит к конфликтам на пустом месте. К тому же непонимание старшим поколением потребностей и особенностей младшего нередко становится причиной того, что молодые люди не задерживаются в организации и часто меняют работу. Особенно это касается детских садов, когда возникает конфликт между опытным напарником и вчерашним студентом.

Реверсивное наставничество предполагает не односторонний поток информации, а двусторонний обмен знаниями и опытом между участниками. Младший сотрудник, обучая чему-то более опытного, волей-неволей наблюдает за ним и в чём-то перенимает и его опыт. Старший может к слову поделиться советом, рассказать случай из практики — причём совершенно ненавязчиво [3]. 

Стать наставником — довольно ответственная и пугающая задача для большей части младших специалистов. Для того, что оно принесло положительные результаты, прежде всего необходимо понять, что ценность общения в обмене опытом и знаниями, а не в самоутверждении. Специфической чертой наставничества является доверительный характер отношений, выстраиваемый между наставником и наставляемым. Чтобы наглядно проиллюстрировать суть такого партнерства можно представить игру в теннис. Если игроки хотят, как можно дольше удержать мяч в игре, они внимательно следят за партнером, рассчитывают силу удара по мячу и его направление, чтобы второй игрок сумел его принять. Но в ситуации спортивного соперничества и конкуренции игроки бьют по мячу так, чтобы другой его не смог принять. Поэтому реверсивное взаимодействие не должно быть конкурентным, статусные или возрастные различия не должны препятствовать принципам сотрудничества, равноправия и партнерства.   Участие в реверсивном наставничестве должно быть добровольным [1].

Для его организации необходимо выявить ситуативные профессиональные затруднения и дефициты у опытных специалистов и наличие необходимы знаний и навыков у молодых активных сотрудников, готовых эти дефициты закрыть. 

Чрезвычайно интересной разновидностью реверсивного наставничества является взаимодействие в паре ученик-учитель, студент-преподаватель. При этом обучающийся является наставником, а преподаватель или учитель наставляемым. В этой ситуации присутствует сочетание и возрастной и статусной характеристик. Наши студенты обладают знаниями и навыками, которыми могу поделиться со своими педагогами, в основном это касается цифровой грамотности, использования полезных приложений, современных игр и идей по организации преподавателями процесса обучения. Да, иногда можно спросить наших студентов, в каком виде информация ими усваивается эффективнее и даже предложить разработать свою стратегию ведения урока. Такое взаимодействие повышает уверенность и значимость обучающихся в глазах педагогов, учит их самопрезентации, инициативности, умению структурировать свои знания для передачи другим. Педагог же в свою очередь восполняет свои ситуативные дефициты.  

Итак, реверсивное наставничество -  это педагогическое взаимодействие, при котором наставник имеет более низкий статус (возраст, стаж, должность), чем у наставляемого, направленное на восполнение дефицита, наставляемого в профессионально значимых компетенциях, основанное на доверии. Наставничество, в том числе реверсивное, может стать полноценной заменой курсов повышения квалификации, но только при одном условии – если старшие педагоги будут уважать своих коллег младшего возраста и давать им «зеленую улицу» для воплощения их инициатив.

Литература

  1. Богданова Л.А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.
  2. Лабунская Н.Л., Максимова Н.П., Наумова В.И., Никонова Е.П. Наставничество как институт профессионального становление молодых педагогов: описание системы работы – Новокузнецк: Изд- во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2021. – 89 с
  3. Максвелл Дж. Наставничество 101 / Пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. Минск, 2019

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна