Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Реализация воспитательной технологии «Коллективная творческая деятельность» в деятельности куратора в системе среднего профессионального образования

Ольшевская Д.А., к.п.н., преподаватель

ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж», г. Самара

 

В настоящее время воспитательная работа в организациях среднего профессионального образования приобрела особую актуальность и значимость. Изменения, внесенные в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сводятся к расширению направлений воспитательной работы, а также разработке и внедрению таких документов по организации воспитательной работы, как «Рабочая программа воспитания» и «Календарный план воспитательной работы», которые включены в основную профессиональную образовательную программу.

Планирование и осуществление воспитательной работы в значительной степени возлагается на куратора группы.  В общем смысле «куратор» − это педагог, осуществляющий организационно-воспитательную деятельность, направленную на всестороннее личностное развитие каждого члена студенческой группы. Куратор целенаправленно содействует процессу воспитания студентов, формированию положительного опыта в различных ситуациях. Осознание своей профессиональной позиции как куратора требует сочетания знаний о психологических особенностях студенческого периода жизни, профессиональных знаний, реализации                                   практико-ориентированных, исследовательских подходов к разрешению проблем, которые складываются в студенческой группе на протяжении всего периода обучения [2].

По мнению Л.В. Куклиной, воспитательная технология – это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения [3].

Одной из технологий, позволяющих успешно решать задачи воспитательной работы, является технология «коллективная творческая деятельность», предложенная И.П.Ивановым. В январе 2023 года в Российской Федерации по указу Президента РФ В.В.Путина была создана общественная организация «Российское движение детей и молодежи», в основе деятельности которой лежит идея коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность состоит из 6 этапов: совместное решение о проведении дела; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; результат [1]. В процессе коллективной творческой деятельности развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Коллективная творческая деятельность студентов была организована при подготовке к мероприятию «День дошкольного работника». Со студентами группы был проведен мозговой штурм, в котором участвовали вся группа. У студентов возникло много идей, в ходе коллективного обсуждения разнообразных вопросов. Они высказывали такие формы представления коллектива, которые, по их мнению, будут наиболее интересны и смогут презентовать группу необычно. Далее вместе со студентами группы мы обсудили предложенные варианты, их достоинства, недостатки, условия реализации, выбрали наиболее оптимальный вариант, распределили обязанности между всеми членами коллектива и приступили к коллективной подготовке к мероприятию.

На этапе проведения коллективного творческого дела в виде выступления с презентацией «Детский сад будущего» студенты успешно продемонстрировали опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки  к мероприятию. После проведения конкурсов вместе с коллективом группы были подведены итоги.

Важная роль в деятельности куратора отводится организации и проведению классных часов с включением в их содержание элементов коллективной творческой деятельности.

Так, на первом классном часе, для того чтобы студенты познакомились друг с другом, целесообразно провести игру «Снежный ком». Каждый студент по очереди называет свое имя и придумывает прилагательное, которое его характеризует, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Следующий участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое и т. д. Последнему студенту приходилось повторять имена и прилагательные всех участников в кругу. Такой формат взаимодействия способствует развитию групповой сплоченности, формированию положительного настроя на совместную работу, доверия друг к другу, активизации внимания  к себе и другим.

Частью воспитательной работы куратора является гражданско-патриотическое воспитание.  С этой целью было организовано и проведено коллективное  творческое  дело «День взаимопомощи». Каждая микрогруппа  выполняла индивидуальные творческие задания, одна их них готовила новогодние открытки, другая – сувениры для детей СВО и их семей. Также в рамках данного направления были проведены классные часы «Помним сердцем…»,  «Россия - наша Родина» и др., которые способствовали воспитанию сознательных граждан, патриотов, людей с присущими личными качествами и чертами характера. Студенты участвовали в обсуждении актуальных вопросов, выступали с докладами, презентациями, читали стихи о России.

Таким образом, роль куратора в воспитательном процессе очень важна.  Куратор должен проводить активную работу со студентами, заинтересовывать их в будущей профессии и с определением профиля будущей деятельности. Куратор группы является образцом деятельности, межличностного общения, организации внеучебной работы. Будущий педагог получает опыт организации воспитательной работы не только через учебный процесс и организацию различных видов практик, но и через личное участие во внеучебной деятельности, непосредственное взаимодействие с куратором группы.

Литература:

  1. Аванесян, И.Д. Захаров, К.П. Педагогические труды академика И.П.Иванова [Текст] /И.Д. Аванесян, К.П. Захаров. В 2 т. Т.2 Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2021. – 310 с.
  2. Гарбузова, Г.В., Радченко, С.И., Соколова, М.Г. Психолого-педагогические и организационные основы работы кураторов студенческих групп [Текст] / Г.В Гарбузова, С.И. Радченко, М.Г Соколова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. Т. 12. С. 72–79.
  3. Куклина, Л.В. Личностно-ориентированные воспитательные технологии как педагогические технологии самореализации личности [Текст]/ Л.В.Куклина. Москва  Изд-во МТИ, 2022. - 74 с.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна