Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Прошлое и настоящее студенческой жизни

Жданова В.В.

ГАПОУ «Строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»

 г. Самара

 

Формирование личностных качеств человека начинается в семье еще в детском возрасте. Немаловажную роль в этом процессе играет школа. Еще в древние времена шумеры называли школы «Дом табличек», т.к. они были предназначены для обучения писцов грамотному написанию текстов на глиняных табличках. В переводе с греческого языка школа означает отдых в связи с тем, что мудрецы античного периода утверждали, что «отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу, т.е. учится».

На Руси зарождение школьного образования начинается в Киеве с издания указа князя Владимира Святославовича об открытии школы под названием «Книжное учение» в 988 г. После крещения Руси возникает потребность «привить» среди народа новую религию, но для этого требовалось, чтобы население было мало-мальски грамотным. Первоначально учебные заведения назывались училищами, в которых люди изучали грамматику, диалектику, философию, риторику, церковное пение, арифметику и звездознание (астрономия). Из иностранных языков предпочитали латынь и греческий языки. В привычном на сегодняшний день понимании, значение школы вошло в начале XIV веке.

В связи с тем, что христианская церковь нуждалась в образованных специалистах в области философии и теологии, впервые о студенчестве, как самостоятельной социальной структуре, заговорили в Европе на закате Х столетия, в состав которых входили ваганты, в переводе с латинского означающий «странствующий»-, это категория людей, обладающая творческим даром к сочинению, созданию и рифмованию.

В XVIII веке большое внимание на процесс образования уделяется со стороны Петра1, по его инициативе проводится ряд реформ в области образования, в частности, создание Российской академии наук, в состав которой входили гимназия и университет.

В 1802 году Александр 1 учредил Министерство народного просвещения. После свершения Октябрьской революции повлекшая за собой технический прогресс и расширение границ научного познания, возникает нехватка квалифицированных рабочих, в связи с чем открываются трудовые школы. Студенческая прослойка воспринимается как мятежники и бунтари, обладающие неисчерпаемым энтузиазмом и стремящиеся к новым открытиям. Таким образом студенческая среда, как образованная, противоречивая и культурная часть общества влияет на формирование такого явления, как «русской интеллигенции». Политологи и социологи рассматривают интеллигенцию как повзрослевшее студенчество, влияющее на изменения и совершенствования в области образования и просвещения.

Реформа образования 1863-1864 гг. создала в России четкое деление на классические гимназии (гуманитарные) и реальные училища (технические), а также расширила автономию университетов.

В советский период высшее образование считалось одним из лучших. В университетах готовили учителей и специалистов в гуманитарной области знаний, а в стенах институтов обучали технических специалистов. В 1959 году в Москве формируются первые отряды студентов – добровольцев, которые участвовали в строительстве и восстановлении деревень и колхозов, комсомольских стройках, железных дорог, реставрации памятников истории и культуры, в поисках газовых и нефтяных месторождений, ликвидации последствий землетрясений и многое другое. Спустя два года появляется первое студенческое печатное издание «Молодая целина» и открывается пионерский лагерь «Спутник». В конце шестидесятых годов студенческие отряды зачисляли в свои ряды «трудных подростков» с целью патриотического и морального воспитания. Появляются первые студенческие награды «За трудовое отличие», Студенческие Знаки качества» и др.

Что можно сказать о современном студенчестве? Во-первых, многие молодежные направления сегодня находятся в состоянии кризиса из-за сложной экономической и политической ситуации в стране. К сожалению, большинству молодых людей далеко наплевать на окружающих, их заботят только собственные интересы. То ли рыночные отношения поменяли мышление молодых людей, то ли что-то другое, но нынешний студент далеко не такой романтик, которым был студент в 80-е гг. ХХ века.

Во-вторых, современное студенчество ценит азарт и рвение, с которым самые продвинутые студенты стараются достичь заветных целей. Наш типичный представитель студенческого сообщества, скорее всего, член какой-нибудь общественной организации, он активно участвует в общественной и культурной жизни своего ВУЗа, города, лоббируя свои собственные интересы.

Двадцать первый век - это век информационных технологий, который диктует моду на подобного рода устройства, поэтому современный студент, как никогда раньше, подкован с технической стороны. В чем тоже есть свои плюсы и минусы.

Литература:

  1. Амалиева Г.Г. Студенты и студентки (Казанский университет в 1920-1930-е годы) // Философский век. Альманах. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Вып. 28. Т. 1. СПб, 2005.
  2. Араловец Н.А. Здоровье российского студенчества в 1920-е годы // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). Сборник научных статей. М., 2004. С. 133, 135-136.
  3. Марков А.Р. Что значит быть студентом. Работы 1995-2002. М.: Новое лит. обозрение, 2005.
  4. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
  5. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107-114.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна