Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Профориентационный вектор развития системы среднего профессионального образования

Дронова Светлана Владимировна, преподаватель

ГБПОУ Самарской области «Самарский техникум кулинарного искусства», г.о. Самара

 

С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум [4].

Задача выбора профессии практически основной массой ложиться на среднее образование, школы. Именно в то время, когда ребенок еще получает среднее образование перед ним стоит очень важная задача выбора профессии – самоопределения, вектора дальнейшего развития карьерной траектории. И этом случае главная задача СПО как можно лучше смотивировать и укрепить в выбранном профессиональном направлении студента первокурсника.

Школы очень много делают для того, чтобы помочь определиться с выбором профессии. Это создание профильных классов в старшей школе, информационные уроки, знакомство с профессиями, участие в профориентационных мероприятиях «Билет в будущее», «Профессионалитет», молодёжные Дельфийские игры. Это комплексные соревнования молодых деятелей искусства высокого уровня мастерства, востребованные в современных условиях, и в настоящее время проводящиеся по различным народным, классическим и современным номинациям, в том числе кулинарным направлениям.

В 2023/24 учебном году профминимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (поручение Президента Российской Федерации от 20 декабря 2020 г. N Пр-2182) в соответствии с квотами по количеству участников проекта «Билет в будущее» в субъектах Российской Федерации в 2023 году. [4]

Но профориентация в школах — это сугубо рекомендательный характер. Нельзя качественно провести профориентацию, если не учитывать комплексный подход. Здесь должны быть задействованы не только дети, но и родители – которые хотят для своих детей счастья, а также работодатели – которые хотят видеть на предприятии специалистов, заинтересованных в своем деле. Процесс выбора профессионально-образовательного направления должен быть интересен школьнику. В этом основная задача лежит на среднем профессиональном образовании. Легко работать и развивать профессиональную направленность тогда, когда бывшие школьники, а теперь уже студенты утвердились с выбором профессии.

Сложность состоит в том, чтобы мотивировать тех, кто не совсем уверен, или совсем не уверен в правильности выбранной дальнейшей профессии.

Необходимо знакомить студентов с профессиональной ситуацией на рынке труда, подчеркивать востребованность, особенно рабочих профессий. Акцентировать внимание на повышении уровня профессионализма. Показывать долгосрочные перспективы карьерного развития, возможности создания индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, карьерной грамотности.

В профориентационных мероприятиях непосредственное участие принимают образовательные учреждения среднего профессионального образования. В течении учебного года проводятся дни открытых дверей, знакомства с выбираемой профессией, каникулярные недели. На этих мероприятиях можно наглядно показать основы профессии, дать возможность попробовать сделать самому. Как сказал великий Конфуций: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Являясь преподавателем профессиональных предметов в сфере общественного питания, думаю, что правильный выбор профессии касается не только одного ребенка. Все общество в целом заинтересовано в подготовке качественных специалистов, профессионалов своего дела, которые заинтересованы в профессии.

Получая услугу, мы хотим быть уверенны в том, что она будет выполнена в полном объеме и главное качественно. (возможно расширить)

Профориентационные мероприятия в техникуме не сводятся только к урокам практического обучения профессии. Важную роль играет процесс погружения в выбранную профессию. Для студентов устраивают экскурсии на предприятия выбранной направленности разных сфер деятельности. Так как мы работники пищевой промышленности, то и экскурсии проводятся на хлебозаводы, шоколадную и макаронную фабрики, мясоперерабатывающие предприятия. Здесь процесс профориентации состоит в том, чтобы показать наглядно профессию, характер работы, а работодатели непосредственно знакомят с условиями работы, требованиями, предъявляемыми к личности работника, социальных гарантиях и преимуществах этих предприятий.

Проводятся творческие встречи с выпускниками нашего техникума, достигших определенного уровня профессионализма. Они проводят мастер-классы, наглядно показывают свои умения. Рассказывают свой путь профессионального успеха, делятся секретами мастерства, рассказать о трудностях выбранной профессии и поделится опытом их преодоления. Задача заключается в том, чтобы показать, что каждый ребенок, который учится, может достигнуть уровня профессионализма как бывшие выпускники и это реально.

Студенты показавшие хорошие успехи могут пройти стажировку на предприятиях, получить рекомендации для дальнейшего трудоустройства. Тем самым выполнить важную задачу трудоустройства выпускников по полученной профессии.

Таким образом мы видим, что профориентационная работа встраивается в систему образования от начальной школы и до ВУЗа. Начинаясь в школе, где ребенок получает основы и знакомиться с профессией продолжается в системе профессионального образования и сопровождает человека всю его трудовую деятельность. Профориентационная деятельность представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения. [4]

 Где он выступает в виде ученик либо в виде наставника. Это обеспечивает появление на рынке труда профессиональных кадров, осознанно выбравших свою профессию.

Литература

  1. Федеральный проект «Профессионалитет»
  2. Министерство просвещения России раздел профориентация https://edu.gov.ru/career_guidance/?page=5
  3. Институт развития профессионального образования https://firpo.ru/press/news/na-forume-spo-obsudili-voprosy-professionalnogo-samoopredeleniya.html
  4. Письмо Министерства Просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N аб-2324/05 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна