Профессиональная направленность на уроках математики по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Мозгалева Ирина Евгеньевна
ГБПОУ «Самарский социально-педагогический колледж», г. Самара
Система среднего профессионального образования обеспечивает экономику страны квалифицированными кадрами. На данном этапе развития страны очень актуально повышение конкурентоспособности квалифицированных кадров. И профессиональная составляющая играет ключевую роль.
В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [1]
Реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой, - стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата - подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентоспособности системы среднего профессионального образования
Существуют определенные трудности при внедрении профессионального образования:
- очень низкий уровень знаний по предметной области студентов;
- ограниченность аудиторных часов по сравнению со средним общим образованием, а требования к знаниям и умениям при этом практически не снижается;
- не всегда компетенция педагога по общеобразовательным предметам позволяет качественно интегрировать профессиональную составляющую.
Поэтому к процентному отношению профессиональной составляющей надо подходить, ориентируясь на содержание общеобразовательного предмета и специфику профессиональной деятельности. Несмотря на то, что математика несомненно важна для юристов, так как формирует прежде всего логику, без которой профессионалом в этой области стать практически невозможно, эта дисциплина не является профильной для данного направления.
Принцип профессиональной направленности предмета «Математика» по направлению «юриспруденция» в нашем образовательном учреждении реализуется через:
- связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции, направленной на формирование определенных компонентов общих компетенций ФГОС СПО;
- формирование задач и практических работ с учетом профессиональной направленности и профессиональной терминологии, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В рамках предмета «Математика» по специальности 40.02.02 были разработаны задания профессиональной направленности по следующим разделам: «Процентные вычисления», «Числовая последовательность», «Элементы теории вероятности», «Элементы математической статистики».
Образец задания представлен ниже.
Предлагается к решению «Кейс «Место преступления»
Содержание кейса.
В поселке городского типа Прибрежный 21 мая 2022 года был ограблен ювелирный магазин. Был объявлен «план-перехват». Оперативной группой преступники были задержаны 27 мая 2022 года в г. Звездный, в 120 км от п.г.т Прибережный. Похищенных вещей при них не оказалось. По показаниям свидетелей преступники могли избавиться от вещей на 3 день. Определите место сбыта краденных вещей, если известно, что в первый день они прошли 10 км. И каждый последующий день проходили на одно и тоже расстояние больше, чем в предыдущий.
Дополнительная информация.
Маршрут следования преступников, согласно камерам наблюдения и показаниям свидетелей.
Пгт Прибрежный – п. Светлый – п. Зольное – п. Курмановка -с.Зеленое – г. Звездный
Расстояние в км от населенных пунктов, согласно карте.
|
Прибрежый
|
Светлый
|
Зольное
|
Курмановка
|
Зеленое
|
Звездный
|
Прибрежный
|
|
15
|
23
|
41
|
70
|
120
|
Данное задание выполнялось студентами 1 курса. Содержание задания показалось студентам интересным.
Таким образом, задания профессиональной направленности имеют важную роль в становлении высококонкурентного профессионала. Подходить к составлению задания нужно внимательно, чтобы не сократить существенно время на закрепление определенного навыка. Ведь математические знания усваиваются на достаточном уровне при систематическом повторении и закреплении знаний, которые формируются с начальной школы и совершенствуются в том числе и в профессиональной деятельности.
Литература
- «Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего Профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования», утверждено распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. N Р-98.