Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала студентов – будущих учителей музыки

Гришичкина Е. А.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский педагогический колледж

имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша", г. Хабаровск

 

В образовательной практике все чаще используется термин "проектная деятельность". Навыки проектировочной деятельности формируют у обучающихся опыт продуктивных действий в разнообразных ситуациях, когда современному человеку необходимо наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, уметь преодолевать конфликты и противоречия. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов [4]. Наибольший успех в обучении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на развитие познавательной активности и творческого потенциала.

Проектная деятельность в образовательной практике – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности, развивать свой творческий потенциал [2].

Проект ориентирован на исследовательскую деятельность с поиском и обработкой информации, необходимой для ее решения или на конкретный результат, готовый к внедрению, что особенно важно при овладении студентами профессиональными и общими компетенциями, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования [1].

В современной педагогике принято считать, что проект – это пять "П": проблема; проектирование (планирование); поиск информации; продукт (создание проектного продукта – результат); презентация проектного продукта. Некоторые авторы выделяют и шестое "П" проекта: портфолио (папка документов, в состав которой входит паспорт проекта, результаты исследования, материалы к презентации проекта и т.п.) [3].

По видам проект может быть индивидуальный и групповой. По типам выделяют проекты: информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный (прикладной). В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетая в себе признаки разных типов проектов.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее, развивается, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления, например, совместной газете, видеофильме, драматизации, празднике и др. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или драматизации, программы праздника, дизайна газеты и т.п. В общем виде, под творчеством обычно понимается создание нового, принимаемое в определенной ситуации и в определенное время как нужное и полезное [4].

В 2020 и 2021 годах студенты 1 курса специальности "Музыкальное образование" писали под моим руководством творческие учебные проекты.

Представим темы и результаты проектов:

  • "Авторская песня", написана песня "Молодость" (авторы С.В. Чернозем и М.С. Гамаюнов, 2020 г.);
  • "Авторская сказка", создана сказка "Заяц-певун" (авторы В.В. Кондрашова и П.В. Клепиков, 2020 г.);
  • "Квест игра "Знатоки музыки", разработан сценарий и презентация для проведения квест-игры (автор О.Р. Айбазова, 2020 г.);
  • "Авторская песня "27 регион", написана песня (автор А.М. Евсеева, 2021 г.);
  • "Музыкальная викторина "Своя игра", разработан сценарий и презентация для проведения музыкальной викторины (авторы А.А. Зырянова и Н.А. Цабиль, 2021 г.).

Как видно из тематики и продуктов (результатов) учебных проектов, новизной стали авторские разработки песен и сказки, дидактический материал к музыкальным играм. Считаю, что данный опыт очень важен для студентов, т.к., во-первых, они научились использовать проектную деятельность, а соответственно смогут ее применить в дальнейшем и в работе с детьми на уроках музыки или во внеурочное время, во-вторых, студенты продемонстрировали свои творческие таланты – навык сочинения стихотворений и вокальной музыки, творческий подход при отборе материала для игровых заданий, в-третьих, показали сформированные профессиональные компетенции - исполнили песню под собственный аккомпанемент, провели внеурочное музыкальное мероприятие в форме игры.

Разработанные проекты были апробированы в КГБ ПОУ ХПК. Например, в 2021 году квест игра "Знатоки музыки" была проведена на Неделе музыки, музыкальная викторина "Своя игра" прошла апробацию в МО-11 группе, песня "27 регион" была использована на мероприятии "Последний звонок" - она была вставлена в видеоряд с фотографиями выпускников-музыкантов 2021 года, как напоминание о том, что они обучались и проживали в Хабаровском крае и теперь являются частью 27 региона.

Таким образом, проектная деятельность не только развивает самостоятельность, формирует умения работать с источниками информации и навыки работы в группах, но и активизирует творческие способности студентов, что создает условия для непрерывного образования и творческого самовыражения. Для студентов творческий учебный проект – это не только способ формирования профессиональных компетенций, но и средство самореализации, возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

 

Литература:

  1. Гришичкина, Е. А. Учебный проект как способ развития творческого потенциала студентов специальности «Музыкальное образование» / Е. А. Гришичкина //  Развитие современного образования в условиях трансформационных процессов : сборник тезисов по материалам XXVIII межрегиональной научно-практической конференции, 17-18 мая 2022 года, г. Хабаровск / oтв. peд. Мальцева О.А. – Краснодар: Новация, 2022. – С. 177-179
  2. Новикова Е. Л. Метод проектов. Учебно-методическое пособие для преподавателей, методистов и руководителей образовательных учреждений. – Ростов-на-Дону: ГБПОУ РО "РКСИ", 2018. – 16 с. - URL: https://www.rksi.ru/doc/metodika/15.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
  3. Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов: учебно-методич. пособие / авт.-разраб.: В. Н. Фролова, Л. Н. Шилова. – Н. Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2016. – 103 с. - URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=30666 (дата обращения: 24.04.2022).
  4. Хаустов С. Л. Творческие проекты как средство активизации учебной деятельности. Монография / С. Л. Хаустов, С. К. Савицкий. - URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1892560509/Kniga_1.pdf (дата обращения: 26.04.2022).

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна