Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Проектирование и апробация дидактических средств по русскому языку с учетом профессиональной составляющей для повышения уровня орфографической зрелости студентов строительных специальностей кампуса «СЭК им. П. Мачнева»

Е.А. Гейда

ГАПОУ Самарской области «Строительно-энергетический колледж (образовательно-производственный кампус) им. П. Мачнева»,

г. Самара

 

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворенного ее состоянием. Впрочем, образованная часть общества никогда не была безразлична к своему языку.

Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышение требований к форме речи знаменует собой новый этап в культурном развитии нашего общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и что, наоборот, «языковая малограмотность», - как еще говорил М. Горький, - всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (Открытое письмо А. С. Серафимовичу, 1934 г.)[1,2, с. 3].

Нельзя не отметить и тот факт, что в тотальном диктанте по русскому языку, проведенном коллегами-русистами в мае 2023 года, приняло участие около 457 тысяч человек, а это свидетельствует, прежде всего, о желании людей проверить свои орфографические и пунктуационные навыки, а во-вторых, демонстрирует, что быть грамотным в России модно!

В настоящее время, как показало анкетирование среди студентов первого курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, (табл.1) в среде молодежи сформированы следующие критерии успешности: 1. Уровень финансового благосостояния, измеряющегося в возможности заниматься любимым делом (хобби) большую часть времени; 2. Уровень физического и психологического здоровья; 3. Наличие/отсутствие близкого окружения, способного оказать моральную поддержку в трудных жизненных обстоятельствах; 4. Уровень образованности/интеллигентности человека, его культурного развития. Студентам одной группы (27 человек) было предложено по шкале от 1 до 10 определить для себя важность (значимость) каждого критерия.

Таблица 1.

Анкетирование студентов первого курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Жизненные приоритеты

Шкала значимости

Процент опрошенных студентов

Уровень финансового благосостояния

10

100%

Уровень физического/психологического здоровья

10

100%

Наличие/отсутствие близкого окружения, способного оказать моральную поддержку в сложных ситуациях

10

100%

Уровень образованности/интеллигентности

10

100%

 

Одна из главных потребностей подростка– стремление стать нужным, востребованным (а значит конъюнктурным) специалистом, а также мода на ЗОЖ: следить за здоровьем – своей и планеты в целом -вести подчеркнуто рациональный, здоровьесберегающий образ жизни и, разумеется, обладать отличными мягкими навыками (softskills), где львиную долю компетенций составляют развитые коммуникативные умения.

В настоящее время в регионах страны, имеющих финансовые возможности, строительство стало вновь выходить на современный уровень. Появились новые эффективные строительные машины и материалы, передовые технологии и методы труда. [2, с.7]. Инновационные преобразования в отрасли требуют воспитания грамотного специалиста, владеющего функциональной (читательской, языковой) грамотностью на высоком уровне.

Цели работы: изучить электронную базу имеющихся интернет-ресурсов (бесплатных!) для проектирования и создания новых, адаптированных под предметную область (строительная спецификация) дидактических средств по русскому языку; провести апробацию разработанных тестов, чтобы определить коэффициент повышения орфографических навыков; определить преимущества (практическую пользу) использования инновационных тренажеров; определить  их недостатки в  использовании.

Результаты повторного замера уровня орфографической компетентности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Данные (повторный замер) уровня орфографической компетентности студентов первого курса специальности 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ ГАПОУ «СЭК им. П. Мачнева»

Определение в группе студентов специальности 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ ГАПОУ «СЭК им. П. Мачнева»

Общее количество студентов, писавших работу

28 чел.

Количество студентов, написавших работу на оценку «5»

12 чел.

Количество студентов, написавших работу на оценку «4»

10 чел.

Количество студентов, написавших работу на оценку «3»

 6 чел.

Количество студентов, написавших работу на оценку «2»

- чел.

Неаттестованные студенты

      -

Успеваемость 100%; Качество знаний 78.57%; Степень обученности (СОУ) 73.43%; Средний балл   4.21

Разработанные студентами-волонтерами дидактические средства являются эффективными, что доказывается данными повторного замера; наибольшей популярностью среди студентов пользовались интерактивные ресурсы и тесты; вне учебного занятия студенты самостоятельно не тренируют орфографические компетенции; высокие результаты повторного замера свидетельствуют об эффективности дидактических средств обучения, спроектированных с учетом профессиональной составляющей, а значит их можно внедрять в учебный процесс при обучении русскому языку студентов других (не строительных) специальностей. Ссылка на интерактивный тренажер [3] «Правописание Н и НН» https://disk.yandex.ru/i/zOxCOeK95bFPGw

Литература:

  1. Гобачевич,  К. С. Нормы современного русского литературного языка: учебное издание / К.С. Горбачевич. – 3-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1989. – 208 с.
  2. Соколов, Г.К. Технология и организация строительства: учебное издание / Г.К. Соколов. – 5-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.
  3. Ссылка на интерактивный тренажер «Правописание Н и НН» https://disk.yandex.ru/i/zOxCOeK95bFPGw

 

 

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна