Проектирование и апробация дидактических средств по русскому языку с учетом профессиональной составляющей для повышения уровня орфографической зрелости студентов строительных специальностей кампуса «СЭК им. П. Мачнева»
Е.А. Гейда
ГАПОУ Самарской области «Строительно-энергетический колледж (образовательно-производственный кампус) им. П. Мачнева»,
г. Самара
Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворенного ее состоянием. Впрочем, образованная часть общества никогда не была безразлична к своему языку.
Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышение требований к форме речи знаменует собой новый этап в культурном развитии нашего общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и что, наоборот, «языковая малограмотность», - как еще говорил М. Горький, - всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (Открытое письмо А. С. Серафимовичу, 1934 г.)[1,2, с. 3].
Нельзя не отметить и тот факт, что в тотальном диктанте по русскому языку, проведенном коллегами-русистами в мае 2023 года, приняло участие около 457 тысяч человек, а это свидетельствует, прежде всего, о желании людей проверить свои орфографические и пунктуационные навыки, а во-вторых, демонстрирует, что быть грамотным в России модно!
В настоящее время, как показало анкетирование среди студентов первого курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, (табл.1) в среде молодежи сформированы следующие критерии успешности: 1. Уровень финансового благосостояния, измеряющегося в возможности заниматься любимым делом (хобби) большую часть времени; 2. Уровень физического и психологического здоровья; 3. Наличие/отсутствие близкого окружения, способного оказать моральную поддержку в трудных жизненных обстоятельствах; 4. Уровень образованности/интеллигентности человека, его культурного развития. Студентам одной группы (27 человек) было предложено по шкале от 1 до 10 определить для себя важность (значимость) каждого критерия.
Таблица 1.
Анкетирование студентов первого курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Жизненные приоритеты
|
Шкала значимости
|
Процент опрошенных студентов
|
Уровень финансового благосостояния
|
10
|
100%
|
Уровень физического/психологического здоровья
|
10
|
100%
|
Наличие/отсутствие близкого окружения, способного оказать моральную поддержку в сложных ситуациях
|
10
|
100%
|
Уровень образованности/интеллигентности
|
10
|
100%
|
Одна из главных потребностей подростка– стремление стать нужным, востребованным (а значит конъюнктурным) специалистом, а также мода на ЗОЖ: следить за здоровьем – своей и планеты в целом -вести подчеркнуто рациональный, здоровьесберегающий образ жизни и, разумеется, обладать отличными мягкими навыками (softskills), где львиную долю компетенций составляют развитые коммуникативные умения.
В настоящее время в регионах страны, имеющих финансовые возможности, строительство стало вновь выходить на современный уровень. Появились новые эффективные строительные машины и материалы, передовые технологии и методы труда. [2, с.7]. Инновационные преобразования в отрасли требуют воспитания грамотного специалиста, владеющего функциональной (читательской, языковой) грамотностью на высоком уровне.
Цели работы: изучить электронную базу имеющихся интернет-ресурсов (бесплатных!) для проектирования и создания новых, адаптированных под предметную область (строительная спецификация) дидактических средств по русскому языку; провести апробацию разработанных тестов, чтобы определить коэффициент повышения орфографических навыков; определить преимущества (практическую пользу) использования инновационных тренажеров; определить их недостатки в использовании.
Результаты повторного замера уровня орфографической компетентности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Данные (повторный замер) уровня орфографической компетентности студентов первого курса специальности 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ ГАПОУ «СЭК им. П. Мачнева»
Определение в группе студентов специальности 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ ГАПОУ «СЭК им. П. Мачнева»
|
Общее количество студентов, писавших работу
|
28 чел.
|
Количество студентов, написавших работу на оценку «5»
|
12 чел.
|
Количество студентов, написавших работу на оценку «4»
|
10 чел.
|
Количество студентов, написавших работу на оценку «3»
|
6 чел.
|
Количество студентов, написавших работу на оценку «2»
|
- чел.
|
Неаттестованные студенты
|
-
|
Успеваемость 100%; Качество знаний 78.57%; Степень обученности (СОУ) 73.43%; Средний балл 4.21
Разработанные студентами-волонтерами дидактические средства являются эффективными, что доказывается данными повторного замера; наибольшей популярностью среди студентов пользовались интерактивные ресурсы и тесты; вне учебного занятия студенты самостоятельно не тренируют орфографические компетенции; высокие результаты повторного замера свидетельствуют об эффективности дидактических средств обучения, спроектированных с учетом профессиональной составляющей, а значит их можно внедрять в учебный процесс при обучении русскому языку студентов других (не строительных) специальностей. Ссылка на интерактивный тренажер [3] «Правописание Н и НН» https://disk.yandex.ru/i/zOxCOeK95bFPGw
Литература:
- Гобачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка: учебное издание / К.С. Горбачевич. – 3-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1989. – 208 с.
- Соколов, Г.К. Технология и организация строительства: учебное издание / Г.К. Соколов. – 5-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.
- Ссылка на интерактивный тренажер «Правописание Н и НН» https://disk.yandex.ru/i/zOxCOeK95bFPGw