Принципы организации наставничества по формированию профессиональных компетенций студентов музыкального отделения
Курманова Галия Абдулловна,
Карпунина Елизавета Дмитриевна,
преподаватели профессиональных дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский социально-педагогический колледж» г. о. Самара
Профессионально-педагогическая компетентность учителя музыки и музыкального руководителя требует многоуровневой, квалифицированной подготовки, так как синтезирует разнообразные виды творческой деятельности: сотворчество-импровизацию (педагогическую, музыкально-исполнительскую); поиск новаторских форм и методов музыкально-педагогической деятельности; художественно-интерпретационный анализ музыкального материала и его эмоционально-образное исполнительское воспроизведение; концертмейстерская работа и творческое музицирование; организация музыкально-исполнительской деятельности с опорой на педагогику, психологию. Гармоничное сочетание учителем музыки и музыкальным руководителем различных видов творческой деятельности в образовательном процессе, умение вовлечь в творческий процесс, создание благоприятной, эстетической атмосферы на занятии, способствующей соотнесению и корректировке мировосприятия с идеально-ценностным содержанием мирового музыкального искусства – это показатель высокого профессионализма специалиста в области музыкального образования.
С целью подготовки высококвалифицированного специалиста в области музыкально-педагогической деятельности необходима поддержка не только педагога, но и опытного наставника данного профиля, обладающего опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации для овладения профессией.
Наставник будущего учителя музыки и музыкального руководителя должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области основополагающих аспектов организации музыкально-педагогической деятельности, организации исполнительской деятельности, цифровизации и коммуникации музыкально-педагогической деятельности, педагогики, психологии и культурологии.
Для установки продуктивной связи с будущими учителями музыки и музыкальными руководителями, наставникам необходимо: быть уверенными в своих музыкально-педагогических убеждениях и жить согласно им; указывать направление студентов колледжа и воздействовать высококонцентрированно; общаться открыто и искренне; учитывать культуру, особенности музыкального становления и интересы студентов; узнавать их ближе и верить в них – самый важный пункт. За конечным результатом стоят упорство, трудолюбие и настойчивость, без которых ничего бы не вышло. Быть логичными в том, что Вы говорите и делаете. Держите свое слово и старайтесь быть последовательными в своих решениях и поступках. Быть преданным своему делу и профессии. Смело принимайте ответственные решения в целях повышения эффективности подготовки молодого специалиста, не бойтесь идти на оправданный риск и допускать ошибки. Хорошие наставники должны находить время для своих студентов, ставить перед ними конкретные задачи и помогать в их реализации. Доверие – это связующее звено между Вами и Вашими студентами. Для того, чтобы построить доверительные отношения, наставникам необходимо постоянно демонстрировать свою компетентность. Наставник не может влиять на студента, если он не оправдывает доверия. Ему важно быть примером. Знания важны, но честность играет не меньшую роль. Только настоящие наставники будут удовлетворены результатами своей работы, видя, что студенты достигают успеха и превосходят их самих. Наставнику важно демонстрировать профессиональную музыкально-педагогическую деятельность убедительно, выразительно и вразумительно.
Умение предоставлять эффективную обратную связь – один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий студентов конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов его повышения в будущем. Студент колледжа должен почувствовать, что обратная связь помогает ему учиться. Если она будет слишком критичной, он может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение. Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для студентов. Соблюдения баланса состоит в том, чтобы сделать обратную связь приемлемой для студентов, воодушевить его на профессиональный и личностный рост. Принцип положительного подкрепления – один из ключевых в обучении, и вовремя предоставить обратную связь – это лучшее, что может сделать наставник: «Сегодня ты продемонстрировал отличный профессиональный результат!». Лучше всего человек обучается, когда самостоятельно решает поставленные задачи. Дайте ему шанс достичь результата самостоятельно: «Как ты думаешь, на сколько ты сделал свою работу, на 100%? А что можно было бы здесь сделать по-другому? Есть какие-то варианты?».
Проще всего продемонстрировать особенности наставничества, как модели, на следующем примере с использованием принципа «Расскажи – покажи – сделай». Осуществляется данный процесс в три соответствующих этапа: Расскажи. На данном этапе наставник выясняет уровень знаний и его понимание организации отдельных видов музыкальной деятельности. При этом наставник рассказывает об особенностях организации процесса в рамках образовательной организации и осуществляет заполнение пробелов в теоретических знаниях будущего учителя музыки и музыкального руководителя.
Покажи. На этом этапе наставник осуществляет практическую демонстрацию профессиональных компетенций в рабочем процессе, а также объясняет алгоритм действий для достижения поставленных задач.
Сделай. Здесь будущий учитель музыки и музыкальный руководитель, пользуясь полученными практическими знаниями, под контролем наставника решает поставленную задачу по профилю профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Наставник, в свою очередь, обеспечивает контроль действий студента, их корректировку и рассматривает возможные ошибки, равно как и дает оценку результату. Предложенные этапы являются лишь основной схемой – на практике процесс применения наставничества требует индивидуального подхода к каждому студенту и проработки каждого из этапов. При этом следует помнить, что последовательное освоение отдельных видов музыкально-педагогической профессиональной деятельности, особенно в рамках наставничества, является куда более эффективным, чем одновременное обучение всему спектру обязанностей будущего профессионала. Соответственно, предусмотрительным будет составление плана наставничества и обучения будущих специалистов.
Таким образом, в процессе обучения будущих учителей музыки и музыкальных руководителей важно не только построить доверительные отношения, способствующие раскрытию творческого потенциала студентов музыкального отделения, но и сформировать профессиональные компетенции. Соблюдение принципов успешного наставника и активное применение их на практике позволит достичь высоких результатов подопечных.
Литература:
1. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.