Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологических дисциплин как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов

Бочкова Нелли Викторовна

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально педагогический колледж»

 

Формирование общих и профессиональных компетенций лежит в основе реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Согласно российским педагогам А. В. Хуторскому и Л. Н. Хуторской, под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере [3].

Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Владение общими компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

Профессиональная компетенция означает способность успешно действовать  на основе умений, знаний и практического опыта  при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Занятия по биологии и биологическим дисциплинам в полной мере подходят для полного и качественного формирования всех видов компетенций, так как биологические знания в настоящее время являются  необходимыми и социально значимыми. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, возникновение жизни на Земле, происхождение и эволюция человека, глобальные экологические проблемы и охрана окружающей среды, возникновение новых заболеваний и поиск методов их лечения – все эти вопросы, так или иначе, касаются каждого человека.

Для скорейшего решения этих и других проблем современности общество заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных, зачастую нестандартных решений, готового к  освоению новых технологий, непрерывному самообразованию и к смене профиля.

Для качественного формирования общих и профессиональных компетенций в рамках учебной и общепрофессиональных дисциплин, в первую очередь, необходима эффективная организация учебной деятельности.

Преподаватель должен четко представлять, какими знаниями и умениями должен овладеть студент, чтобы продемонстрировать компетенции. Необходимо проанализировать в каком разделе, на уровне каких тем будет формироваться конкретная компетенция, разработать систему контроля и оценивания достигнутых студентами компетенций, которая позволила бы отслеживать не только уровень качества полученных знаний и умений, но и формирование личных качеств, творческих характеристик студентов, непосредственную демонстрацию компетенций и их применение в конкретной ситуации.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей и подростков.

Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье детей и подростков.  

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.

Для формирования здорового образа жизни, обучающиеся изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: гигиена различных систем организма человека, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний, питание и здоровье, наследственность и здоровье, соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня, природная среда как фактор здоровья населения и т.д [1].

Хочу привести примеры здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания биологических дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций.  Так, на втором курсе, при изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» был подобран ряд упражнений и разработаны методические рекомендации по темам урока.

На уроке, тема которого «Зрительный анализатор. Гигиена зрения» обучающимися колледжа разрабатываются правила бережного отношения к зрению для учащихся начальной школы. Таковы, например:

  1. Умываться по утрам.
  2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов вдень.
  3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
  4. Не читать лежа.
  5. Не читать в транспорте.
  6. Играть на компьютере можно не более 15 минут.
  7. Расстояние от глаз до текста  рекомендуется 30-35 см.
  8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  9. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов
  10. Делать гимнастику для глаз.
  11. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)
  12. Если носишь очки, то держи их в футляре. На стол клади стеклами вверх. Содержи очки в чистоте, промывай их теплой водой с мылом.

 Студентами  разработан примерный комплекс рекомендуемых упражнений, способствующих улучшению функций опорно-двигательного аппарата, деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем [2].

  1. И.п. – ходьба на носках, хлопки руками над головой (30-40 с). Следить за осанкой, дыхание произвольное. 
  2. И.п. – ходьба, высоко поднимая колени (30-40 с). Не наклоняйтесь вперед, выше поднимать колени.
  3. И.п. – ходьба с глубокими выпадами (6-8 раз). Выпады выполнять шире, не прыгать, спину держать ровно.
  4. И.п. – основная стойка – глубокий вдох носом. «Подуем на пушинку» - долгий выдох через полуоткрытый рот, губы «трубочкой» (4-5 аз).
  5. И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, вернуться в И.п. – ноги выпрямить  вдох (5-6раз). Носочки оттягивать, не сгибать руки в локтях.

При изучении темы «Детская нервность» по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья, студентами  на учебных занятиях разрабатываются методические рекомендации по профилактике нервозов у детей:

  1. Профилактику надо начинать с внутриутробного развития,  создавая для беременной женщины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего того, что травмирует нервную систему ребенка;
  2. Большое значение имеют физическая культура и подвижные игры с детьми;
  3. Взрослые не должны препятствовать проявлению самостоятельности ребенка;
  4. У нерешительных, замкнутых детей надо пробуждать активность и прививать им навыки самообслуживания;
  5. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка физическими упражнениями и игрой;
  6. Не должно быть противоречий между требования отца и матери;
  7. Слово «нельзя» должно быть действительным запретом;
  8. Родители, воспитатели, педагоги должны разговаривать с ребенком в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева;
  9. Нельзя применят телесных наказаний, которые причиняют не только боль, но и озлобляют ребенка, истощают его нервную систему.

  В процессе использования здоровьесберегающих технологий  при изучении биологических дисциплин обучающиеся разработали конкретные методические рекомендации по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, современное развитие образования ориентирует систему СПО на переход от традиционного подхода обучения – к компетентностному, призванному удовлетворить потребности,  как современного общества, так  и самих обучающихся. Процесс формирования компетенций будет успешным только в том случае, если студенты станут активными участниками образовательного процесса,  а преподаватель выступит в роли организатора самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.

 

Библиографический список:

  1. Анастасова Л.П. Кучменко В.С.  «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии» Москва.  Издательский центр. «Вентана – Граф»2014 г
  2. Беляева Л.М., Хрусталева Е.К.Сердечно – сосудистые заболевания у детей и подростков – М., Вышэйшая школа, 2003г. – 368с.
  3. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как  дидактическое понятие: содержание, структура и модели  конструировании / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская: сайт А. В. Хуторского. – URL: https://khutorskoy.ru/books/2008/A. V. Khutorskoy_L.N. Khutorskaya_Compet/ (дата обращения: 18.12.2023)

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна