Применение технологии веб-квест в образовательном процессе
Масляева С. В.
ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
На современном этапе в образовании актуальным становится сочетание активных и интерактивных методов и технологий обучения с информационной образовательной средой. Большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями. Поэтому использование обучающимися в процессе самообразования и самоопределения компьютера как инструмента их учебной деятельности способствует достижению нескольких целей:
- повышение мотивации к самообучению и самопознанию;
- формирование новых знаний, развитие компетентностей;
- определение профессионального потенциала и профессиональной направленности личности;
- расширение возможностей дистанционного обучения.
На сегодняшний день имеется достаточно много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации у обучающихся, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Одна из них – технология Веб-квестов.
Веб-квест – это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента, отличающих ее от простого поиска информации в Интернете:
- Наличие проблемы, которую нужно решить.
- Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
- Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Данная технология сочетает в себе активные методы обучения с преимуществами информационно-интерактивных технологий.
Технология веб-квест является сложной как для обучающихся, так и для педагогов. Данная технология направлена на развитие у обучающихся аналитического и творческого мышления. От педагога создающего веб-квест требуется высокий уровень предметной, методической и информационно-коммуникативной компетенций.
В ходе организации работы с обучающимися над Веб-квестами реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. При работе над веб-квестом развиваются как профессиональные, так и общие компетенции.
Структура веб-квеста:
- Введение (предназначено для привлечения интереса обучающихся);
- Задание (описывает конечный продукт деятельности);
- Порядок работы и необходимые ресурсы (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация). Работу обучающиеся могут представить в форме презентации, схемы, рисунка и т.д.;
- Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся). В разделе Оценка педагог размещает критерии, по которым будет оцениваться выполненная работа.
- Заключение (подведение итогов).
Этапы работы обучающихся над веб-квестом:
- Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.
- Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.
- Далее исследует предложенные ресурсы
- Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос.
- По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.
- Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.
- Заканчивается все групповой защитой своей работы.
Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.
Работа обучающихся с веб-квестом может быть и в качестве домашнего задания, и подготовки к олимпиадам.
Использование технологии веб-квест способствует повышению мотивации обучающихся на достижение более высоких результатов.
Повышению мотивации обучающихся будут способствовать: мультимедийность так как она существенно улучшает психоэмоциональный настрой в обучении; использование как можно большего количества сенсорных каналов восприятия информации. Веб-квест позволяет за короткое время продемонстрировать и динамические процессы, и статические образы.
При использовании веб-квеста в образовательном процессе информация представляется структурировано, посредством гиперссылок, что способствует организации четких логических связей, содействует целостному пониманию изучаемого вопроса, позволяет оперативно регулировать объем содержания изучаемой темы, предоставляет ученикам возможность самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
Поисковый характер технологии позволяет активизировать исследовательскую деятельность самого педагога и обучающихся. При работе с большими объемами информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации.
Особенность веб-квеста заключается в том, что нет необходимости у студентов бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, преподаватель дает им ссылку на web-сайт, с соответствующими тематикой и уровнем знаний.
Визуализация результатов труда и оценка проделанной работы. Поэтапные результаты работы, выведенные на экран, делают оценку деятельности обучающихся наглядной, рефлексию – осознанной.
При прохождении веб-квеста обучающиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу.
Особенностью веб-квестов является то, что информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится на самом деле на различных платформах. Благодаря же действующим гиперссылкам, обучающиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве. Обучающемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются педагогом, а часть они могут найти самостоятельно, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста обучающиеся либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Инновационный подход к использованию технологии Веб-квест в практике заключается в ее использовании для организации непосредственно на учебных занятиях профильных дисциплин, в неограниченном доступе к информации при подготовке к уроку, предоставление обучающимся возможности практического участия в работе над материалом, применение деятельностного подхода в обучении, организации исследовательской работы, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Для создания веб-квестов имеются множество платформ и конструкторов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Сайт Joyteka позволяет создать квест типа, где ученик оказывается в запертой комнате и может открыть дверь, только если правильно выполнить все задания.
Surprize Me – это сервис, который включает в себя конструктор для создания и прохождения квестов в реальности. Пользователи могут пройти квест с любого устройства. Мобильное приложение может работать в офлайне.
На сайте Genially можно создать квест, где обучающемуся предлагается пройти несколько миссий из двух или трех заданий. Имеются различные шаблоны. Здесь вы сможете подготовить задания на выбор правильного ответа или самостоятельный ввод; аудиозадания и видеозагадки; задания на установление правильной последовательности.
Learnis - популярная российская платформа для создания интерактивного контента. В том числе создание веб-квеста в жанре «выберись из комнаты». Имеются комнаты-шаблоны.
Zunal — это бесплатный сервис, который поможет вам легко пройти все этапы создания веб-квеста. На каждом этапе предлагаются пошаговые инструкции, которые позволяют создать довольной привлекательный образовательный веб-квест. Педагог имеет возможность разработать авторский веб-квест, а может использовать готовые веб-квесты с различных веб-сайтов.
Опыт организации учебной деятельности на занятиях профильных дисциплин на основе технологии веб-квеста представлен по ссылке www.zunal.com//webquest.php?w=752245
Используемый на занятии веб-квест разработан с помощью виртуального конструктора на сайте http://zunal.com
Таким образом, технологии веб-квест дают возможность достаточно эффективно использовать их в педагогической практике образовательных организаций и способствуют расширению возможностей дистанционного обучения.
Литература:
- Быховский, Я.С. «Образовательные веб-квесты» [Электронный ресурс] URL: http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf – (дата обращения: 20.01.2023)
- Николаева, Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] http://vio.fio.ш_07 (дата обращения: 12.02.2023)
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1-2.;
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2021.