Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Применение контента цифровых сервисов в учебном процессе СПО

Кирюшкина Екатерина Александровна,

 преподаватель

ГБПОУ Самарской области «Самарский техникум кулинарного искусства»,

г.о. Самара

 

В современном мире все большее место занимают цифровые технологии. Они входят в жизнедеятельность человека с большой скоростью. Постоянное развитие техники упрощает жизнь общества. Особое место цифровизации уделяется в образовательной среде. Без современных технологий уже нельзя представить учебный процесс [1].

Цифровизация охватила все ступени современного образования, в младшей школе в основном пользуются образовательным контентом платформы «Учи.ру», в средней и старшей школе «РЭШ», «Якласс», «Моя школа», которые в некотором смысле синхронизируются, многие задания схожи в формулировке и выполнении. Если говорить про систему образования СПО (колледжей, техникумом, училищ), то конечно помимо профильной составляющей обязательными остаются общеобразовательные предметы, такие как русский язык, математика, история, физика, география, литература. Для таких предметом удобно использовать цифровые платформы, хорошо знакомые бывшим школьникам, темы 10-11 класса, а также повторение 9 класса. Цифровая среда образовательной организации и используемые в ней автоматизированные обучающие системы (АОС) управления учебным процессом облегчают учебную работу не только со всеми учащимися в совокупности, но и с каждым в отдельности. Информационные системы для управления учебным процессом позволяют увидеть, кто из учащихся и когда нуждается во внимании и поддержке [2].

В образовательном процессе СПО в настоящее время можно использовать такие цифровые сервисы, как «1С:Урок», «Издательство Просвещение», «Яндекс учебник», «Stepik», «Видеотека экспериментов». «1С:Урок» – сервис, содержащий много образовательного контента, видеоуроков, кроссвордов, анимационных презентаций и карт. С помощью данного сервиса, обучающиеся могут осваивать материал дома и на учебном занятии. Сервис не предназначен для выполнения тестовых заданий и отправки их учителю, скорее работает, как понятная, яркая визуализация.

«Издательство Просвещение» и «Яндекс учебник» – платформы, позволяющие найти оцифрованные и неизданные в широком масштабе письменные материалы, источники, учебники. Данные платформы хороши тем, что в случае пробела в календарно-тематическом планировании или недостаточно раскрытой в учебнике темы, педагог может воспользоваться материалами данных сервисов для более глубокого погружения обучающимися в тему урока.

На сервисе «Stepik» размещены образовательные курсы, возможно овладеть необходимыми компетенциями с помощью онлайн-обучения, получить сертификат после его окончания. Платформа содержит платные и бесплатные курсы, обладает многофункциональностью, а также существует конструктор «Stepik», для активизации собственного контента на сайте.

«Видеотека экспериментов» – база знаний, созданная по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Большое разнообразие материалов, видеоуроков по физике и химии от 7 до 11 класса. Этот сервис удобно применять педагогам естественных дисциплин, когда нет возможности использовать реактивы, лабораторию, провести опыт вживую. Видеоуроки не продолжительны по времени, в среднем не более 5 минут, информация сжатая, но увлекательная и понятная.

Помимо образовательного контекста следует обратить внимание на сервисы для коммуникации учителей, родителей и обучающихся, такие как «Сферум», «VK Мессенджер», «Яндекс мессенджер». Данные платформы позволяют сохранять важные документы, учебные материалы в облаке, транслировать презентации и другой наглядный материал учителем, обучающиеся могут отправлять домашнее задание и существует возможность организовывать групповые звонки. Доступна функция создания чатов: родительских, педагогических, студенческих групп.

Благодаря подобным сервисам, учебное заведение может улучшать свои показатели, за счёт того, что обучающиеся в большинстве своём достигают образовательных результатов, формируется такая компетенция, как учебная самостоятельность [3]. Обучаемый сознательно берет на себя ответственность за учебу, что создает условия для упорной работы по преодолению неизбежно возникающих трудностей, выработки характера и развития способностей.

Для активного внедрения цифровых технологий учителя используют модели смешанного обучения, такие как: «автономная группа», «смена рабочих зон», «перевернутый класс». Модель «автономная группа» используется учителем в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации. В таком случае пространственная организация класса должна иметь две зоны, для традиционного урока и зону онлайн-занятий.

Модель «смена рабочих мест» требует сложного зонирования учебного помещения либо выделения дополнительных помещений, а также наличие тьютора. За урок все группы обучающихся должны поработать во всех учебных зонах.

Модель «перевернутый класс» подразумевает под собой освоение материала и выполнения домашнего задания учащимися наоборот. Другими словами студенты сначала дома в индивидуальном темпе самостоятельно изучают теоретический материал, а после на уроке отрабатывают эту же тему с учителем. Каждая из представленных моделей имеет ряд плюсов и минусов, но имеет место быть в рамках освоения цифровых сервисов студентами.

На современном этапе развития экономики инновации в управлении, организации и технологиях существенно зависят не только от объёмов финансовых инвестиций, но также и от подготовки специалистов и компетенций исполнителей. Огромная роль при этом отводится образовательным учреждениям, работающим в различных подразделениях профессионального образования, и которые, обязаны, чтобы не отстать от требований времени, предлагать свои проекты переформатирования педагогических технологий в контексте реформирования российского социума [4].

В целом можно утверждать, что цифровые технологии при профессиональном подходе способны обогатить образовательный процесс, расширить мультимедийную составляющую и подготовить студентов к новым вызовам профессии. Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

Литература:

  1. Бушуева Е.В. Зачем нужна цифровизация образования: понятие и задачи цифровизации // Педагогика. Психология. Общество: от теории к практике. 2022. Чебоксары. С.81–82.
  2. Розин В.М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Культура культуры, Институт философии РАН. 2023. №1. С. 1–13.
  3. Розин В. М. Концепция «посткультуры» // Культура и искусство. 2019. № 6. С. 45-52. Розин В. Системный подход и описание социальности современности как условие проектирования посткультуры // Вопросы философии. 2020. Т. № 1. С. 27-36.
  4. Башта А.И., Буряк В.В., Ротанов Г.Н., Смирнов В.О., Шостка В.И., Шостка Н.В. Университетское образование: инновационные педагогические тренды для профессионального обеспечения оптимальной устойчивости ноосферного развития региона // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2016. Т. 12. № 2 (31). С. 89-96.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна