Применение электронной рабочей тетради по дисциплине «Литература» как средство формирования общих и профессиональных компетенций
Панина Ольга Владимировна
ГБПОУ СО «Тольяттинский колледж искусств им. Р.К.Щедрина» Тольятти
Модернизация современного образования основательно изменила требования к содержанию дисциплин, что связано с компетентностно - ориентированным подходом к обучению.
Основными результатами среднего профессионального образования названы общие компетенции, которые формулируются как «универсальные способы деятельности, общие для большинства профессий и специальностей».
ФГОС содержит перечень общих и профессиональных компетенций, среди которых важное место отводится поиску, анализу и оценке информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Это и должны учитывать средние профессиональные учебные заведения при подготовке специалистов: обучающиеся должны не только получать информацию, но и научиться добывать её самим.
Это становится возможным при использовании новых современных технологий, позволяющих расширить учебный процесс и получить как результат более эффективное обучение. У преподавателей имеется большой выбор методических средств обучения, а рабочие тетради являются одной из их форм.
Большинство исследователей склоняются к тому, что лучше всего учебный материал усваивается, когда ученик работает с ним самостоятельно. Рабочие тетради как раз и способствуют этому - они значительно расширяют методические возможности, содержащиеся в учебнике.
Самостоятельность студентов должна формироваться с использованием современных видов и форм работы над заданием, создающих условия для повышения мотивации и социализации будущих специалистов.
Основная цель рабочих тетрадей для самостоятельной работы как раз и состоит в том, чтобы предоставить обучающемуся возможность в удобном для него темпе усвоить учебную информацию, провести самоконтроль, а значит, применить общие и профессиональные компетенции.
Пандемия показала, что устоявшиеся, ранее применяемые формы и методы обучения, потеряли свою актуальность – к этому привели сложности проверки печатных тетрадей в удаленном формате. Поэтому в настоящее время каждый преподаватель, на наш взгляд, должен иметь в своей методической копилке такие учебные пособия, которые могут быть использованы дистанционно. Новые средства обучения должны отвечать определенному списку критериев, в числе которых быстрота связи преподаватель – обучающийся, возможность проверки в гибком формате.
Электронные рабочие тетради имеют ряд преимуществ над печатными вариантами именно тем, что у первых имеется возможность систематической обратной связи обучающегося и преподавателя, что обеспечивает контроль преподавателем уровня сформированности знаний и умений обучающихся, помогает своевременно корректировать учебную деятельность.
Содержание электронной рабочей тетради по дисциплине «Литература» должно соответствовать содержанию программного учебного материала и сочетать самостоятельную работу с другими видами деятельности.
Изучение литературы требует особый подход, так как работа с текстом подразумевает применение таких приемов работы, которые обеспечивают целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики автора. Именно поэтому необходимы такие приемы, как работа с учебником, просмотр кинофильмов, театральных постановок, прослушивание аудиоматериала и др.
Это становится возможным при использовании в электронной тетради мультимедийных технологий, позволяющих объединить текст, звук, видеоизображение и анимацию. Исполнение текста профессиональным актёром, прослушивание музыкальных фрагментов, упомянутых в тексте произведения, способствует не только формированию правильной речи, но и более глубокому проникновению в авторский текст. Считаем это особенно важным для подготовки специалистов творческих специальностей, в требованиях к результатам освоения программы подготовки которых прописаны и профессиональные компетенции, предполагающие владение устной и письменной речью.
Таким образом, электронная рабочая тетрадь по литературе эффективно помогает в формировании ключевых компетенций учащихся, как общих, так и профессиональных.
Литература:
- 3инченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. № 2. 2000.
- Майоров А.И. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
- Макарова Т.Д. Итоговое тестирование. Дидактика - 2000. М., 1999.
- Мальцев А.В. Тестовая технология контроля знаний. Екатеринбург 1997.
- Любушкина Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник. 2014
- Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015.