Повышение познавательной активности студентов на учебных занятиях, через практико-ориентированные задания
Лабанова Вера Николаевна, преподаватель
ГБПОУ Самарской области «Самарский техникум кулинарного искусства»,
г.о. Самара
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются, каким образом активизировать студентов, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить познавательную активность?
Освоение учебных предметов общеобразовательного цикла образовательной программы по профессии или специальности у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности.
Причины возникающих трудностей:
- низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов в рамках получения основного общего образования, и, как следствие, отсутствие целостной системы знаний по отдельным дисциплинам;
- стремление обучающихся осваивать только дисциплины «профессионального цикла», изучение которых, по мнению обучающихся, отвечает основной цели профессионального образования формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов;
- неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин (для рабочей профессии).
- внедрение учебных программ с профессиональной направленностью в предметы общеобразовательного цикла способствует развитию:
- познавательной активности обучающихся, умению комплексно усваивать знания в процессе теоретического и производственного обучения и использовать их после окончания обучения профессионального цикла;
- профессиональная направленность обучения помогает добиться большей эффективности в профессиональной подготовке, способствует формированию трудовых навыков будущих рабочих, воспитанию у них творческого подхода к порученному делу;
- повышает теоретический уровень обучающихся и студентов, формирует у них умение самостоятельно мыслить, вырабатывает у них ряд навыков самообразования, пробуждает желание проявлять инициативу, готовит к напряженной умственной работе, которая ожидает их в будущем, независимо от специальности.
И самое главное - студенты видят необходимость изучения такого общеобразовательного предмета. Другими словами - они осознают, что знания данной науки им необходимы для того, чтобы стать высококвалифицированными рабочими.
Так, раздел «Химия» входит в курс ОУП.11 «Естествознание», для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, профиль обучения – базовый.
Цель: Формирование профессиональных компетенций ФГОС СПО, на предмете общеобразовательного цикла ОУП «Естествознание».
Предлагаем использовать практико-ориентированные задания, для повышения познавательной активности студентов. Задания можно разделить на 3 группы:
- теоретические;
- экспериментально-теоретические;
- расчетные.
Теоретические: При жарке картофеля образуется румяная корочка. Почему?
Ответ: картофель содержит крахмал, при нагревании крахмала выше 1200, происходит реакция декстринизация, т. е. расщепление. Крахмал-пиродекстрины. Пиродекстрины имеют коричневый цвет.
Экспериментально – теоретические: Осенью каждая хозяйка квасит капусту. Вопросы: 1.Какую посуду нужно использовать? Почему?
Какой химический процесс идет при квашении капусты?
Ответ: Посуда эмалированная, т.к. молочная кислота вызывает коррозию металла. Молочная кислота образуется в результате молочнокислого брожения и, как слабая кислота диссоциирует на ионы водорода и лактат- ионы.
Расчетные:
Для маринада предложили разбавить в 2 литрах воды 15 мл уксусной эссенции (70%). У Вас в наличии оказался 7% яблочный уксус, сколько мл нужно взять яблочного уксуса?
Ответ: Концентрация 7% яблочного уксуса меньше 70% уксусной эсенкции в 10 раз, значит вместь 15 мл уксусной эсенкции нужно взять 15*10=150 мл яблочного уксуса.
Также практико-ориентированные задания можно применять на разных этапах занятий.
В конечном итоге, через реализацию профессиональной направленности, мы способствуем достижению таких целей, как:
- повышение познавательной активности студентов в изучении дисциплин общеобразовательного цикла, а, значит, их дальнейшему обучению в техникуме;
- развитие у студентов интереса к будущей профессии;
- профессиональное закрепление студентов;
- сохранение контингента учебного заведения;
- повышаем значимость преподавателя общеобразовательных дисциплин в формировании профессиональных компетенций.
Таким образом, общеобразовательная подготовка в профессиональных организациях выстраивается так, что студент постоянно ощущает, при изучении общеобразовательного предмета он приближается к более глубокому пониманию своей профессии. Акцентирование информации, необходимой для будущей специальности, активизирует действия студента, который понимает, что она нужна ему не для общей эрудиции, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело