Подготовка будущих учителей начальных классов к организации проектной деятельности
Лашкина Е.А., преподаватель
общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ «Самарский социально-педагогический колледж»
За последние годы ситуация в мире серьёзно изменилась. Теперь человеческий капитал становится основным ресурсом страны, обеспечивающим её стабильность, что неоднократно освещается и на законодательном уровне. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования подчёркивается важность поиска новых методов и средств формирования деятельной личности, необходимость использования в образовании инноваций.
От нового поколения требуется не умение принимать «готовые» ответы, а умение работать в команде, быть открытым к творческому и научному поиску, к диалогу. Кроме этого, необходимо обладать способностями к саморазвитию и к самоактуализации. Поэтому в последние годы пристальное внимание уделяется проектной деятельности, которая по предположению учёных и педагогов-практиков (Е. С. Полат, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, И. И. Ильясов, Е. М. Борисова, М. Е. Брейгина и др.) способствует развитию у обучающихся необходимых качеств для приспособления к изменяющимся условиям. В. В. Гузеев подчёркивает: «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [3].
Однако, для организации проектной деятельности ученика необходимо, чтобы и сам педагог имел хорошие знания в этой области. Так, А. Я. Алексеев и Т. А. Саламатова рассматривают проектную деятельность студентов как условие становления субъектности будущего педагога [1]. Г. Р. Игтисамова говорит о проектной деятельности будущего учителя как о социально педагогическом факторе развития общетехнологической культуры [4]. Также учёные отмечают, что «умение пользоваться методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся» [5].
Процесс подготовки будущего учителя к овладению проектными умениями должен быть целенаправленным и способствовать решению трех блоков задач: 1) обучающие задачи – знакомство с методом проектов как педагогической технологией, его особенностями и ролью в современном образовании, овладение студентами проектно-технологическими знаниями; 2) развивающие задачи – развитие познавательного интереса, творческих способностей, умений и навыков, связанных с планированием и осуществлением проектной деятельности, в том числе с использованием ИКТ; 3) воспитательные задачи – воспитание целеустремленности, самостоятельности, требовательности к себе и другим, умения работать в команде, рефлексии, толерантности, эмпатии и других личностных качеств.
Подготовка студентов – будущих педагогов к проектной деятельности осуществляется на основе пяти принципов обучения: интегративности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, свободного выбора студентом образовательной траектории, креативности и мультимедийности.
В соответствии с перечисленными задачами, которые необходимо решить, необходимо выделить три критерия готовности к организации и осуществлению проектной деятельности:
- когнитивный критерий включает в себя комплекс знаний о сущности и дидактических особенностях проектной деятельности; понимание важности проектной деятельности в жизни человека; владение содержанием, последовательностью проектирования, интеллектуальную лабильность (обучаемость, способность к освоению нового вида деятельности);
- мотивационный критерий позволяет очертить круг умений и навыков, необходимых для осуществления полноценной проектной деятельности в образовательном учреждении. Мотивационный критерий указывает на уровень формирования проектных умений, на потребность в организации проектных умений как способа решения педагогических проблем;
- личностный критерий представляет собой совокупность определенных личностных качеств, необходимых будущему учителю для осуществления проектной деятельности: толерантность, общительность, не конфликтность, умение работать в команде, творческие способности (креативность).
Так как формирование проектных умений представляют собой сложное системное образование, для его диагностики необходимо использование комплекса методов и методик.
Таким образом, для того чтобы будущий учитель мог воспитывать активных, социально - адаптированных, ответственных людей, способных к преобразованию и проектированию окружающей действительности, он сам должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков, в том числе и в области проектной деятельности, которая становится все более популярной в образовательной среде.
Литература:
- Алексеев А.Я., Саламатова Т.А. Проектная деятельность студента на занятиях по дисциплинам общеобразовательного цикла как условие становления субъектности будущего учителя // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1. — С. 38–40.
- Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. — 2019 № 5. — С. 94–96.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2017. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192
- Игтисамова Г.Р. Проектная деятельность студента как социально-педагогический фактор развития общетехнологической культуры// Вестник университета Российской академии образования. — 2019. — № 6.— С. 41–44.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2017.