Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Осуществление межпредметной связи во внеурочной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история)

Байрашева Роза Раисовна,

Резникова Светлана Эдуардовна

ГБПОУ СО «Тольяттинский колледж искусств им.Р.К.Щедрина» Тольятти

 

Наше стремительное время диктует  новые условия для формирования активной, творческой личности, обладающей  многими  знаниями и умениями, способной реализовывать их  исходя из реалий жизни.  Эти требования дают новые возможности для использования различных педагогических технологий, форм и методов обучения.

К сожалению, следует констатировать, что на данный момент не существует единой системы межпредметных связей на современном этапе развития образования и тем более возможности интеграции в эту систему внеучебной деятельности. Все это в целом и определяет комплексную проблему межпредметных связей и актуальность данного вопроса, которая связана с требованиями повышения мировоззренческой подготовки обучаемых, но и развития их современного интегративного мышления.

Рассматривая современную картину мира, мы можем отметить, что все отрасли современной науки взаимосвязаны между собой, а связь между учебными дисциплинами отражает связи между науками и деятельностью человека. На сегодняшний день практически все науки имеют взаимное проникновение. 

Важной особенностью современных исследований межпредметных связей является то, что они рассматриваются в контексте многообразия педагогических систем, что коренным образом изменяет их статус и дидактические функции.

Важным фактором становления духовных ценностей личности является гуманитаризация и гуманизация содержания образования а,  важным моментом в этом вопросе является ориентация на культуру в целом. Изучение культуры, истории, является неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку и культуре, т.к. она является ключом к пониманию культуры иностранной.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе установления межпредметных связей именно английского языка с другими предметами, например, с историей (прежде всего историей культуры) Поскольку содержанием данного предмета зачастую становится история и культура страны изучаемого языка, реализация связи данных дисциплин проводится довольно успешно.

Изучая англоязычные страны, обучающиеся не только узнают много важных и интересных фактов из истории той или иной страны, но и запоминают расположение стран на карте мира, их столицы и крупные города, знакомятся с эмблемами и традициями. Нередко в практику включается и сравнительный анализ традиций и обычаев страны изучаемого языка с традициями своей страны, что позволяет найти сходства и отличия между представителями разных культур, а также способствует развитию чувства политкорректности и толерантности, пониманию культурного кода страны.

Очевидно, что связь английского языка с историей легко устанавливается при изучении лексических тем. Но и грамматические темы могут послужить благодатной почвой для налаживания таких связей. Так, например, при изучении грамматической темы «Числительные» необходимо отметить для обучаемых, что эти числительные отражают те или иные исторические события. Тем самым не только изучается новый материал, но и закрепляются знания, полученные на уроках истории.

Поставленные цели и задачи можно реализовать через интегрированные занятия и внеклассные мероприятия, где значительное место будут, занимают групповые, индивидуальные самостоятельные работы творческого и поискового характера предусматривающие интегрирование иностранного языка и истории и, оформление докладов и рефератов, составление кроссвордов, викторин, таблиц и рисунков, а так же презентаций, что позволит обучаемому включиться в творческий процесс, проявить свои индивидуальные черты характера. На интегрированных занятиях предусматривается смена видов деятельности обучаемых, использование технических средств – показ презентаций, выполнение домашних заданий с помощь IT технологий.

Таким образом, по нашему мнению, осуществление связей английского языка с историей, а именно выход обучения за рамки собственно языковых фактов, привлечение исторических данных при изучении английского языка помогает развитию лингвистических интересов учащихся, повышает их речевую культуру, воспитывает грамотность и расширяет общий кругозор обучаемых.

В настоящее время представляется невозможным изучить дополнительный материал в учебное время как на уроках истории так и на уроках по иностранному языку поскольку материал по каждому предмету достаточно объемный и требует  дополнительного времени для его изучения Поэтому, мы считаем что организация онлайн викторин  это один из способов поддержания интереса обучающихся к изучаемым предметам Однако это требует предварительной работы, а точнее подбора дополнительного  материала  по каждому предмету в отдельности (тексты по страноведению, а также ссылки на источники из интернета и литературу)

Данный подбор должен быть основан на тех  вопросах и заданиях, которые включены в викторину. Очень важно отслеживать понимание прочитанного каждого обучающегося во время изучения дополнительного материала, поскольку стиль изложения может не соответствовать возрастным особенностям.

 Считаем важным организацию консультаций во внеурочное время. После тщательной проработки материала по предметам история и иностранный язык предлагается выполнить онлайн тест, помещенный на официальном сайте образовательного учреждения. Рекомендуется проводить викторину в сроки 1-2 недели, чтобы дать возможность обучающимся тщательно продумать свои ответы Результаты викторин могут быть получены автоматически. Это дает возможность каждому обучающемуся отследить успешность выполнения заданий. Проведение подобного рода викторин дает возможность поддерживать мотивацию к изучаемым предметам, а также обеспечить продолжительный интерес к изучаемому материалу

Таким образом внеурочная деятельность позволяет вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в учебной деятельности обучающихся.

Литература:

  1. Любушкина 71.А. Организация самостоятель­ной работы студентов по дисциплинам психологиче­ского цикла // Поволжский педагогический вестник. Ха 4 (5). С. 62-64.
  2. Сычёва М.В. Особенности организации самостоя­тельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. Хе б (28). С. 140-144.
  3. Телегина А.Т. Формирование навыков межлич­ностной коммуникации в процессе обучения иностран­ному языку, ориентированных на реализацию ключевых компетенций // XXI век: итоги прошлого и проблемы на­стоящего плюс. 2013. Ха 7 (11). С. 169-174.
  4. Хохленкова Л. А. Формирование межкультурной компетенции у будущих специалистов сферы сервиса на занятиях по иностранному языку // Запад-Россия- Восток. 2011.No V. С. 97-102.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна