Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Основные понятия и направления развития личности студента

Мутовалова Е. В., преподаватель

ГАПОУ «Строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева» г.Самара

 

Аннотация: В статье обосновывается необходимость активизации процесса личностного развития студента.

Ключевые слова: процессы и свойства личности, социальная  группа, нравственное  развитие, возрастные рамки, степень конформизма.

Под понятием студент (от лат. students - усердно работающий) обычно подразумевают учащийся профессиональных учреждений. Так начиная с Древнего Рима и в средних веков под студентами подразумевали любых лиц, занимающихся процессом познания. С появлением в 12 веке университетов термин «студент» начали применять для обозначения обучающихся в них лице.

Студента, как личность можно охарактеризовать с 3 позиций:

  1. с психологической, как единство психологических состояний, процессов и свойств личности. Главной чертой данной позиции можно выделить психические свойства (способности, характер и темперамент), от которых зависит возникновение психических состояний, протекание психических процессов и проявление психических образований. При этом нужно не забывать, что конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
  2. с социальной, через которую воплощаются общественные качества и отношения, возникающие от принадлежности студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
  3. с биологической, как безусловные рефлексы, тип высшей нервной деятельности, инстинкты, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост физическую силу и т.д. Эта сторона в основном определяется наследственностью и врожденными задатками, но может изменяться под влиянием условий жизни.

Изучение всех этих сторон способствует раскрытию качеств и возможностей студента, а также его возрастные и личностные особенности.

Кроме того, именно юношеский возраст отличается наивысшей скоростью оперативной памяти и переключения внимания, решением логических задач и другие. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, опирающихся на все предшествующие процессы биологического, психологического, социального развития.

Если рассматривать студента с точки зрения личности, то возрастные рамки в 18- 20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, а также овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других.

С точки зрения отечественных ученых, как Ананьев Б.Г., Дмитриев А. В., Кон И.С., Лисовский В. Т., Есарева З. Ф и других, время обучения человека в университете совпадает со 2-ым периодом юности, который характеризуется сложностью становления личностных черт. Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются все те качества, которых недоставало в полной мере в старших классах - решительность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость и умение владеть самим собой. Кроме того, возрастает интерес к моральным проблемам (образу жизни, целям, долгу, любви, верности и др.). Одним из ключевых факторов можно выделить адаптацию студентов к процессу обучения в вузе.

Социальная адаптация студентов в университете можно подразделить на:

  1. профессиональную адаптацию, как приспособление к содержанию характеру, условиям и организации учебного процесса, выработка основных навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
  2. социально-психологическую адаптацию, которая заключается через приспособление индивида к своей группе, взаимоотношения с ней и выработки собственного стиля поведения [1].

Таким образом под адаптационной способностью понимают способность человека адоптироваться к различным условиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой.

М.В. Буланова-Топоркова выделяют следующие особые черты развития студента в процессе обучения на различных курсах [2]:

На первом курсе решаются задачи приобщения к студенческим жизни. На данном этапе поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, при этом отсутствует дифференцированный подход к своим социальным ролям.

На втором курсе выделяют период самой напряженной учебной деятельности студентов, так как включены все формы обучения и воспитания. При этом студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности.

На третьем курсе начинается специализации, заключающаяся в сужении сферы разносторонних интересов личности и укрепления интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов.

На четвертом курсе происходит первое реальное знакомство с будущей специальностью за счет прохождения учебной практики. Поведения студентов на данном этапе характеризуется активным поиском более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

На пятом курсе появляется перспектива скорого окончания учебного заведения - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни университета.

Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет по следующим направлениям:

  • закрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
  • повышается чувство долга и ответственности за успех профессиональной деятельности студента;
  • возрастают притязания личности студента в области своей будущей профессии;
  • за счет формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
  • повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, необходимых ему как будущему специалисту;
  • укрепляется профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Под психологическим развитием личности студента понимают диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий перехода от внешнего во внутреннее и активной работы над собой.

Развитие личности студента с точки зрения Ананьева Б.Г. понимается, как возрастающая интеграция подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс дифференциации психических функций (развитие, усложнение, "разветвление" психических процессов, состояний, свойств).

Литература

  1. Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А.Абдулина // Высшее образование в России. - 1993. - №3.
  2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова) Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
  3. Берак, О., Шибаева, Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. - 1990. - № 10.
  4. Ищенко, Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970, С. 243.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна