Организация наставничества при подготовке будущих педагогов к конкурсам профессионального мастерства
Гуревич Елизавета Феликсовна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский социально-педагогический колледж» г. о. Самара
Современные детские сады нуждаются в квалифицированных педагогах, способных быстро и грамотно реагировать на новые условия профессиональной деятельности. А для этого необходимо формировать профессиональные компетенции будущих педагогов уже на этапе обучения.
Одной из форм демонстрации профессиональных компетенций обучающихся являются конкурсы профессионального мастерства, в которых участники учатся организовывать собственную деятельность, выбирать методы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Регулярное участие обучающихся Самарского социально-педагогического колледжа в конкурсах профессионального мастерства обусловливается тем, что конкурсы помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки будущих специалистов, совершенствуя их профессиональные умения и навыки.
В рамках подготовки обучающихся к профессиональным конкурсам необходимо участие педагога-наставника. В связи с государственной политикой России в области модернизации профессионального образования наставничество стало приоритетным направлением в совершенствовании профессиональных компетенций обучающихся.
Обучающиеся ГБПОУ «ССПК» по специальности «Специальное дошкольное образование» являются постоянными участниками и призерами профессиональных конкурсов и олимпиад различного уровня. В 2023 году команда «ССПК» «Мобильное поколение» приняла участие в конкурсе профессионального мастерства «Большой педагогический турнир» в системе дошкольного образования Самарской области.
На данном турнире было запланировано выполнение заданий по шести компетенциям. Самым интересным и сложным было задание «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми», которое подразумевало создание электронного пособия (интерактивной дидактической игры на тему «Воспитатель детского сада») для детей старшего дошкольного возраста на основе мультимедийной программы PowerPoint.
В современных условиях реализации дошкольного образования важным фактором является использование информационно-коммуникационных технологий. Электронные пособия повышают эффективность усвоения материала, делает обучение дошкольников увлекательным. При грамотном подходе программа Power Point позволяет применить разнообразные интерактивные приемы.
Участник профессионального конкурса «Большой педагогический турнир» в рамках предложенного задания оценивался по следующим критериям:
- умение рационально использовать функции мультимедийной программы;
- умение логично подбирать объекты и действия с ними в соответствии с тематикой, целью и планируемыми результатами;
- соответствие цели и представляемых объектов возрасту детей, решениям задач ФГОС ДО;
- умение подбирать стилевое решение в оформлении;
- умение использовать материалы из предоставленных организатором файлов «Дизайн», «Озвучивание объектов».
Для эффективной работы по выполнению задания потребовалась целенаправленная деятельность наставника, которая включала в себя поэтапную подготовку участника к выполнению задания.
1. Определение цели и содержания игры.
На начальном этапе для определения целеполагания и содержания интерактивной игры на тему «Воспитатель детского сада» был использован прием «Мозговой штурм», в процессе которого были объединены усилия участника и наставника. Совместно обговаривались различные варианты игры, и из их многообразия выбирались самые оптимальные. На этом этапе наставник использовал прием «забегание вперед», моделируя результат и подводя участника к правильному решению.
2. Формулирование проблемной ситуации, правил игры.
Для активизации умственной активности детей в игре было решено использовать проблемную ситуацию. Однако у участника возникли трудности с определением проблемы. Поэтому задачей наставника было объяснить, в чем может заключаться проблема для дошкольников в теме «Воспитатель детского сада».
3. Подбор соответствующего текста и картинок при выборе материла для игры.
Работа на этом этапе усложнялась тем, что по условиям конкурса нужно было подобрать картинки из кейса предлагаемого организаторами, поэтому участница была ограничена в своем выборе. Однако ей удалось подобрать и логично выстроить наглядный материал в соответствии с содержанием игры.
4. Выбор макета слайда и интерактивных приемов в программе Microsoft Power Point
На начальном этапе подготовки к заданию участница владела не всеми интерактивными приемами программы. Совместно с наставником были рассмотрены и включены в игру эффективные и интересные интерактивные приемы для детей дошкольного возраста.
5. Выбор музыкального сопровождения и звуковых эффектов.
Совместно с наставником обговаривалось применение звуковых эффектов в создании игры. Например, в решении проблемы использования звуковых эффектов участница пришла к понимаю того, как обозначить звуком выигрыш детей.
6. Запись видеоинструкции по созданию игры.
На заключительном этапе велась работа над грамотностью речи, логикой изложения, работой с камерой. В результате участница продемонстрировала и прокомментировала в видеоинструкции все использованные технические приемы.
В результате совместной работы с наставником по созданию электронного пособия были логично подобраны объекты и действия с ними в соответствии с темой, целью и планируемыми результатами. Кроме того рационально использованы функции программы Power Point: изменение размера изображения; продолжительности звуковой дорожки, установка прозрачного фона изображения; соединение изображений, звуковых эффектов и аудиозаписи; конвертация аудиофайлов в формат WAV; логичные информационные гиперссылки на игровом поле; функция определения траектории движения предметов на слайде. А так же проведена интеграция информации для дошкольников по разным образовательным областям (речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие).
Ознакомиться с видеоинструкцией и интерактивной игрой можно пройдя по ссылке
Таким образом, организация наставничества в процессе подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства позволяет укрепить практическую составляющую учебного процесса, помогает решить задачу подготовки специалистов, готовых к педагогической деятельности.