Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Недостатки использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Воронцова Е.С.

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение самарской области

«СТРОИТЕЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (образовательно-производственный кампус) им. П. Мачнева»

г.о. Самара

 

Аннотация

Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в России - это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения - дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей.

Ключевые слова: дистанционное обучение, самостоятельность, онлайн, технологии, интернет.

Дистанционное обучение появилось в нашей жизни больше ста лет назад, но достигло популярности в обществе сравнительно недавно. Люди всё больше и больше переходят на так называемое «домашнее обучение», где нет постоянного контроля со стороны преподавателей и можно учиться, когда есть время и желание. Но так ли это полезно для общества, как нам говорят и показывают?

Само дистанционное обучение подразумевает проведение образовательного процесса в режиме самостоятельной работы обучающихся. Они просматривают видеолекции, изучают материал, выполняют задания и сдают тесты в удобное для них время. Чтобы упростить и улучшить образовательный процесс, люди придумали множество различных технологий, и теперь учащиеся сами выбирают с помощью чего им обучаться. На данный момент можно выделить несколько основных групп технологий дистанционного обучения:

  1. LMS(системы управления). Это платформы, которые позволяют создавать онлайн-курсы и управлять ими. Просты в использовании и не требуют установки, из-за чего пользуются популярностью.
  2. Средства для коммуникации. Сюда можно отнести мессенджеры, соц. сети, сайты, а также серверы вроде ZOOM или Discord.
  3. Инструменты геймификации. Особо популярны в наше время, так как здесь используются игровые элементы, позволяющие не только узнать что-то новое, но и весело провести время.
  4. Онлайн-платформы. К ним относятся различные сайты, видеохостинги, платформы подкастов и т.д.

Свобода в выборе места, времени и даже технологий обучения делает дистанционное образование всё более популярным. Но, несмотря на широкое распространение, помимо достоинств у такого формата обучения есть и недостатки, которые мы рассмотрим далее

Минусы дистанционного обучения можно разделить на два вида: влияние на здоровье обучающегося и влияние на само обучение.

Часть людей, кто заканчивал учебу, неважно школа это была, техникум или университет, в период начала пандемии наверно вспоминают сейчас это время с содроганием. В разы больше домашнего задания, минимум информации, постоянное нахождение за компьютером и ни минуты свободного времени. Кто действительно хотел учиться, садился за уроки с самого утра и хорошо, если заканчивал около шести вечера, чаще бывало и позже. Попытки понять, что от тебя требуют, как выполняется то или иное задание и искреннее желание учиться пропадало со временем, так как на обучающихся просто вываливали тонну информации и оставляли разгребать всё это без помощи и объяснений.

Но, несмотря на это у большинства повышался средний балл, те, кто учился на одни тройки, резко «умнели» и становились отличниками. Тут даже не возникает вопросов, почему так происходит. Соблазн показать себя с лучшей стороны и нежелание самостоятельно выполнять задание, когда есть возможность просто зайти в интернет и всё списать, развязывал многим руки. Но, к сожалению, знаний от этого не прибавлялось. Бездумное списывание просто уничтожает возможность что-то изучить самому.

Это меньшее зло, что предлагает нам дистанционное обучение. Больше всего проблем может возникнуть со здоровьем. Частые головные боли от постоянного нахождения за компьютером, из-за этого же ухудшение зрения, потеря связи с реальностью, так как идет полное сосредоточение на картинке экрана и, самое страшное, люди перестают общаться друг с другом. Живое общение уходит далеко назад и большинство это устраивает.

На своём примере могу сказать, что вынужденное дистанционное обучение во время пандемии Covid-19, не прошло бесследно. Почти три месяца такого образа жизни и я стала бояться общаться с людьми. Когда самоизоляция закончилась и мы вернулись к привычному формату обучения каждое утро было для меня адом, потому что приходилось выходить на улицу, видеть незнакомых людей, иногда контактировать с ними. Всё это приводило меня в беспокойное состояние, я становилась дерганой. Пару раз, когда меня окружало слишком много людей, случались панические атаки. Сейчас, спустя пару лет, эти симптомы прошли, но всё же изредка проявляют себя.

Поэтому, прежде чем выбирать путь дистанционного обучения, нужно тысячу раз обдумать всё. Какими бы заманчивыми не выглядели перспективы, но в первую очередь подумать о себе. Если вы сильная личность и такой формат не испортит ваш образ жизни, то можно смело идти обучаться. Если же есть сомнения, то нужно понимать к каким последствиям это может привести.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. М.: МИПК, 2013.
  2. Глазнева С. Е. Коняева Е. А. Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч. -практ. конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016
  3. Фертикова, Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Д. О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна