Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Научно-исследовательская деятельность обучающихся при подготовке будущих специалистов

Морозова Юлия Васильевна

ГБПОУ «Отрадненский нефтяной техникум», г.о. Отрадный

 

В рамках инновационного образовательного процесса научно-исследовательская деятельность обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов.

Задачей современного профессионального образования является не только то, чтобы дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и умений, сколько создать у обучающегося установку на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное самостоятельное расширение и углубление приобретенных знаний и умений, что является ключевым для продолжения обучения в течение всей жизни. Если обучающийся самостоятельно «добывает» знания в процессе обучения, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать и в своей будущей профессиональной деятельности. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Научная деятельность обучающихся в учреждениях СПО служит формированию профессиональных и творческих качеств современных специалистов, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы [1].

Научно-исследовательская деятельность обучающихся решает следующие основные задачи:

  • воспитание и самореализация личностных и творческих способностей обучающихся;
  • развитие навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
  • ознакомление с современными методами научного исследования и техникой эксперимента;
  • овладение обучающихся научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • развитие инициативы и творческого потенциала;
  • качественное выполнение курсовых, дипломных работ;
  • привитие навыков работы в коллективах, ознакомление с методами и приемами организации научно - исследовательской деятельности.

В структуре научно-исследовательской компетентности можно выделить две группы компетенций: общие интеллектуальные и исследовательские.

К общим интеллектуальным компетенциям относятся:

  • способность излагать свои мысли четко, логично, однозначно, в устной и письменной формах;
  • владение понятийным аппаратом, специфической профессиональной лексикой, способность оперировать научными терминами, ясность и четкость в определении понятий по окончании изучения того или иного курса;
  • осознание связей – смысловых, структурных и ассоциативных – между предметами и явлениями;
  • способность дать объективную оценку, сформулировать выводы;
  • умение анализировать, выделять основное и второстепенное в полученной информации;
  • навыки составления и оформления таблиц, схем, графиков, иллюстраций и т.п.;
  • способность слушать и воспринимать информацию.

Исследовательские компетенции включают:

  • умение работать с научной литературой, искать, оценивать и хранить научные данные, критически оценивать полученную информацию;
  • способность формулировать научные проблемы и гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии;
  • умение создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рефераты, тезисы, оглавления, конспекты, доклады, статьи и отчеты);
  • навыки организации и проведения научного эксперимента.

Можно выделить два основных вида научно-исследовательской деятельности обучающихся: учебная и внеучебная [2].

Учебная научно-исследовательская деятельность предусмотрена действующими учебными планами. Научно-исследовательская работа обучающихся, включаемая в учебный процесс, предусматривает написание рефератов, докладов или сообщений, а также выполнение заданий, курсовых и дипломных работ. Во время их выполнения обучающийся делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству.

Внеучебная научно-исследовательская деятельность выполняется сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами, когда обучающийся готов за счет свободного времени заниматься дополнительным изучением дисциплины, проявлять интерес в области ее последних достижений. Отмечено, что именно такая форма научного творчества является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей обучающихся.

Совместная научно-исследовательская деятельность преподавателя и обучающегося является важным моментом образовательного процесса и направлена на углубление теоретических знаний, совершенствование навыков в конкретной области деятельности и подготовку эрудированного специалиста, владеющего большим запасом информации, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. При этом включение обучающихся в исследовательскую деятельность должно начинаться с первого курса [3].

Необходимым фактором, позволяющим вызвать интерес обучающихся к изучению материала и развивать их аналитическое и творческое мышление, является участие их в научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, а также различных конкурсах научно-исследовательских и прикладных работ [3]. Для активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо увеличение практической значимости их работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках научных трудов.

Научно-исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности обучающихся.

Таким образом, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность является важным элементом формирования их профессиональной компетентности, так как позволяет практически закрепить знания и, главное, получить навыки практической подготовки по профилю специальности.

 

Литература:

  1. Киселев, В.В. Применение интерактивных форм обучения для развития профессионально-деловых качеств курсантов // В.В. Киселев, В.Е. Иванов, И.А. Легкова / Новейшие достижения в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2016. – С. 133-135.
  2. Лохонова, Г.М. Научно-исследовательская работа студентов как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Г.М. Лохонова / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник материалов I международной научно-практической конференции. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
  3. Никитина, С.А. Роль научно-исследовательской работы обучающихся при подготовке специалистов пожарной охраны // С.А. Никитина, И.А. Легкова, В.Е. Иванов, В.П. Зарубин / Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2015. – С. 248-249.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна