Научно-исследовательская деятельность обучающихся при подготовке будущих специалистов
Морозова Юлия Васильевна
ГБПОУ «Отрадненский нефтяной техникум», г.о. Отрадный
В рамках инновационного образовательного процесса научно-исследовательская деятельность обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов.
Задачей современного профессионального образования является не только то, чтобы дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и умений, сколько создать у обучающегося установку на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное самостоятельное расширение и углубление приобретенных знаний и умений, что является ключевым для продолжения обучения в течение всей жизни. Если обучающийся самостоятельно «добывает» знания в процессе обучения, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать и в своей будущей профессиональной деятельности. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Научная деятельность обучающихся в учреждениях СПО служит формированию профессиональных и творческих качеств современных специалистов, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы [1].
Научно-исследовательская деятельность обучающихся решает следующие основные задачи:
- воспитание и самореализация личностных и творческих способностей обучающихся;
- развитие навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
- ознакомление с современными методами научного исследования и техникой эксперимента;
- овладение обучающихся научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
- развитие инициативы и творческого потенциала;
- качественное выполнение курсовых, дипломных работ;
- привитие навыков работы в коллективах, ознакомление с методами и приемами организации научно - исследовательской деятельности.
В структуре научно-исследовательской компетентности можно выделить две группы компетенций: общие интеллектуальные и исследовательские.
К общим интеллектуальным компетенциям относятся:
- способность излагать свои мысли четко, логично, однозначно, в устной и письменной формах;
- владение понятийным аппаратом, специфической профессиональной лексикой, способность оперировать научными терминами, ясность и четкость в определении понятий по окончании изучения того или иного курса;
- осознание связей – смысловых, структурных и ассоциативных – между предметами и явлениями;
- способность дать объективную оценку, сформулировать выводы;
- умение анализировать, выделять основное и второстепенное в полученной информации;
- навыки составления и оформления таблиц, схем, графиков, иллюстраций и т.п.;
- способность слушать и воспринимать информацию.
Исследовательские компетенции включают:
- умение работать с научной литературой, искать, оценивать и хранить научные данные, критически оценивать полученную информацию;
- способность формулировать научные проблемы и гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии;
- умение создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рефераты, тезисы, оглавления, конспекты, доклады, статьи и отчеты);
- навыки организации и проведения научного эксперимента.
Можно выделить два основных вида научно-исследовательской деятельности обучающихся: учебная и внеучебная [2].
Учебная научно-исследовательская деятельность предусмотрена действующими учебными планами. Научно-исследовательская работа обучающихся, включаемая в учебный процесс, предусматривает написание рефератов, докладов или сообщений, а также выполнение заданий, курсовых и дипломных работ. Во время их выполнения обучающийся делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству.
Внеучебная научно-исследовательская деятельность выполняется сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами, когда обучающийся готов за счет свободного времени заниматься дополнительным изучением дисциплины, проявлять интерес в области ее последних достижений. Отмечено, что именно такая форма научного творчества является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей обучающихся.
Совместная научно-исследовательская деятельность преподавателя и обучающегося является важным моментом образовательного процесса и направлена на углубление теоретических знаний, совершенствование навыков в конкретной области деятельности и подготовку эрудированного специалиста, владеющего большим запасом информации, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. При этом включение обучающихся в исследовательскую деятельность должно начинаться с первого курса [3].
Необходимым фактором, позволяющим вызвать интерес обучающихся к изучению материала и развивать их аналитическое и творческое мышление, является участие их в научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, а также различных конкурсах научно-исследовательских и прикладных работ [3]. Для активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо увеличение практической значимости их работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках научных трудов.
Научно-исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности обучающихся.
Таким образом, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность является важным элементом формирования их профессиональной компетентности, так как позволяет практически закрепить знания и, главное, получить навыки практической подготовки по профилю специальности.
Литература:
- Киселев, В.В. Применение интерактивных форм обучения для развития профессионально-деловых качеств курсантов // В.В. Киселев, В.Е. Иванов, И.А. Легкова / Новейшие достижения в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2016. – С. 133-135.
- Лохонова, Г.М. Научно-исследовательская работа студентов как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Г.М. Лохонова / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник материалов I международной научно-практической конференции. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
- Никитина, С.А. Роль научно-исследовательской работы обучающихся при подготовке специалистов пожарной охраны // С.А. Никитина, И.А. Легкова, В.Е. Иванов, В.П. Зарубин / Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2015. – С. 248-249.