Наставничество в профессиональном обучении
Михальченко Мария Николаевна, преподаватель
ГБПОУ Самарской области «Самарский техникум кулинарного искусства»,
г.о. Самара
В современном мире профессиональное образование не стоит на одном месте. Оно развивается с учетом современных технологий. При разработке учебных программ необходимо учитывать наработанный годами опыт педагогов-наставников, мастеров, чьи «золотые руки» научили практическим приемам не одно поколение студентов. В моем случае - поварской профессии.
Профессиональное развитие обучающихся представляет собой определенную систему, включающую в себя: обучение, мотивацию к уроку, закрепление полученных знаний и умений на практике, мониторинг результатов и аттестацию, обеспечение профессионального творческого подхода. Например, проведение мастер-класса по приготовлению изделий из рыбной котлетной массы, красивой нарезке моркови.
Профессиональное развитие заключается в приобретении студентом новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств в целях совершенствования уровня полученных компетенций.
Имея опыт в практическом обучении, мне хочется максимально поделиться им со студентами. Показываю им приемы приготовления полуфабрикатов из овощей, рыбы, птицы, мяса. При этом приходится учитывать современные технологии, а именно: использовать записи своих видеороликов каких-либо уроков, а также видео-уроков от шеф-поваров ресторанной кухни.
Подготавливая студентов в профессиональную самостоятельную жизнь, необходимо использовать опыт по дуальному обучению. Он дает хорошие результаты. Ведь руководствуясь только программой, разработанной без учета требований работодателя, придется столкнуться с тем, что молодой специалист не будет работать «в унисон» с командой. А благодаря дуальному обучению, например, устроившись на работу на предприятие питания, молодой специалист будет знать требования современных технологий, с учетом меняющегося спроса потребителя.
В профессиональном развитии важно применять различные методы, позволяющие достигнуть желаемых результатов. Это самообразование, постоянное изучение новых технологий, не забывая применять наработанный годами не только свой опыт, но и опыт других коллег-специалистов. Важно мотивировать студента, заинтересовать его к творчеству в профессии. Мне приходится подготавливать некоторых ребят к конкурсам: конкурсы профессионального мастерства, конкурсы по изготовлению муляжей блюд, конкурс видеороликов «Приготовление простого горячего соуса из доступных ингредиентов» и т.д. В процессе подготовки к конкурсам приходится изучать много материала, включая резерв из электронной библиотеки. Главное суметь найти подход, раскрыть порой незаметный, казалось бы, талант в каком-либо искусстве. В моей работе – это кулинарное искусство. Когда мне пишут студенты: «Спасибо, что научили», охватывает чувство радости о том, что не зря проведены годы работы в этой сфере.
Много можно использовать научных слов при обучении профессии, но ни чем не заменить практические приемы приготовления (полуфабрикатов, изделий).