Наставничество – эффективный инструмент персонифицированного сопровождения начинающего педагога.
Митрофанова Анастасия Евгеньевна
Прокофьева Елизавета Евгеньевна
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж», г.о. Самара
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим»
Чарльз Диккенс
Современная система образования нацеливает каждого педагога на осуществление детального анализа своей профессиональной деятельности, а персонифицированное деятельностное сопровождение начинающего педагога позволяет овладеть элементарными профессиональными навыками. Систематическая работа должна быть направлена на развитие познавательной активности преподавателя, способствуя постоянной потребности в пополнении знаний, формирование гибкого мышления и моделирование образовательно- воспитательного процесса.
Постоянно изменяющиеся потребности общества ставят современного педагога в условия непрерывного образования, тем самым актуализируя потребность в становления педагогических компетенций преподавателя, и, способствуя формированию педагога, отвечающего всем современным требованиям.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Важно помнить, что именно в самообразовании формируются индивидуальные черты личности и вырабатывается индивидуальный стиль умственного труда.
Начинающий педагог в колледже включён в разнообразные виды деятельности, которые во многом и определяют его отношение к педагогической деятельности. А, значит, он сам должен организовать свою индивидуальную самообразовательную деятельность. Педагог-наставник является в этой связи модератором идей. Идеи аккумулируются и появляется профессиональный интерес начинающего педагога к:
- индивидуальной работе с разнообразными видами и источниками информации;
- творческому поиску как составляющей образования в колледже;
- интеграции своих возможностей в существующей профессиональной среде образовательной организации;
- непрерывному изучению и освоению опыта наставника и других преподавателей.
Составляя персонифицированный план профессионального саморазвития начинающего педагога, педагог-наставник определяет основные моменты, связанные с:
- профессиональной подготовкой;
- психолого-педагогической подготовкой;
- реализацией творческого потенциала;
- реализацией практических навыков;
- нацеленностью на результат.
Форм реализации данных моментов в колледже более, чем достаточно, это:
- продуктивные (конкурсы методических разработок, фестивали педагогических инноваций);
- практико-ориентированные (вебинары, семинары, мастер-классы победителей конкурсов профессионального мастерства, практикумы в онлайн формате);
- эвристические (проблемные семинары, деловые игры, деловые завтраки);
- деятельностные (конференции, педагогические чтения, «Дни карьеры», предметные декады, создание персонального сайта).
Основными факторами, влияющими на профессиональный рост педагога, выступают позитивная мотивация труда, неформальное творческое общение с наставником.
Если говорить о нашем опыте, то наш тип наставничества – наставник-навигатор, главная задача помочь подопечному открыть свой личный смысл в профессии, самоопределиться, выстроить профессионально-карьерную траекторию. Наставник-навигатор работает в режиме личного диалога с подопечным, даёт ему возможность развивать себя; рекомендует какие курсы повышения квалификации можно пройти, организует разные виды проб и практик (социальная, образовательная, инновационная).
Хочется отметить, что мы являемся членами различных сетевых сообществ, на уроках активно используем доступные цифровые образовательные ресурсы из сетевых сообществ, активно общаемся с другими педагогами; являемся активными пользователями всех этих сайтов, мы размещаем свои материалы и получаем доступ к ресурсам других педагогов. Это обеспечивает возможности для обмена информацией, демонстрации результатов персональной деятельности.
Итак, самое главное для начинающего педагога – это желание постоянно работать над собой, открытость к экспериментам, принятие новой информации, умение учиться и делиться своими знаниями и опытом, которые он получил в процессе персонифицированного деятельностного сопровождения.
Литература:
- Повышение профессионального мастерства педагога: опыт и современные тенденции развития: материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 октября 2020 г.) [Электронный ресурс] / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; отв. редактор А.А. Жерновая. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – 243 с.