Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Наставничество – эффективный инструмент персонифицированного сопровождения начинающего педагога.

 

Митрофанова Анастасия Евгеньевна

Прокофьева Елизавета Евгеньевна

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Самарский социально-педагогический колледж», г.о. Самара

 

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,

если не помогает усовершенствоваться другим»
Чарльз Диккенс

 

Современная система образования нацеливает каждого педагога на осуществление детального анализа своей профессиональной деятельности, а персонифицированное деятельностное сопровождение начинающего педагога позволяет овладеть элементарными профессиональными навыками. Систематическая работа должна быть направлена на развитие познавательной активности   преподавателя, способствуя постоянной потребности в пополнении знаний, формирование гибкого мышления и моделирование образовательно- воспитательного процесса.

Постоянно изменяющиеся потребности общества ставят современного педагога в условия непрерывного образования, тем самым актуализируя потребность в становления педагогических компетенций преподавателя, и, способствуя формированию педагога, отвечающего всем современным требованиям.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Важно помнить, что именно в самообразовании формируются индивидуальные черты личности и вырабатывается индивидуальный стиль умственного труда.

Начинающий педагог в колледже включён в разнообразные виды деятельности, которые во многом и определяют его отношение к педагогической деятельности. А, значит, он сам должен организовать свою   индивидуальную самообразовательную деятельность. Педагог-наставник является в этой связи модератором идей. Идеи аккумулируются и появляется профессиональный интерес начинающего педагога к:

  • индивидуальной работе с разнообразными видами и источниками информации;
  • творческому поиску как составляющей образования в колледже;
  • интеграции своих возможностей в существующей профессиональной среде образовательной организации;
  • непрерывному изучению и освоению опыта наставника и других преподавателей.

Составляя персонифицированный план профессионального саморазвития начинающего педагога, педагог-наставник определяет основные моменты, связанные с:

  • профессиональной подготовкой;
  • психолого-педагогической подготовкой;
  • реализацией творческого потенциала;
  • реализацией практических навыков;
  • нацеленностью на результат.

Форм реализации данных моментов в колледже более, чем достаточно, это:

  • продуктивные (конкурсы методических разработок, фестивали педагогических инноваций);
  • практико-ориентированные (вебинары, семинары, мастер-классы победителей конкурсов профессионального мастерства, практикумы в онлайн формате);
  • эвристические (проблемные семинары, деловые игры, деловые завтраки);
  • деятельностные (конференции, педагогические чтения, «Дни карьеры», предметные декады, создание персонального сайта).

Основными факторами, влияющими на профессиональный рост педагога, выступают позитивная мотивация труда, неформальное творческое общение с наставником.

Если говорить о нашем опыте, то наш тип наставничества – наставник-навигатор, главная задача помочь подопечному открыть свой личный смысл в профессии, самоопределиться, выстроить профессионально-карьерную траекторию. Наставник-навигатор работает в режиме личного диалога с подопечным, даёт ему возможность развивать себя; рекомендует какие курсы повышения квалификации можно пройти, организует разные виды проб и практик (социальная, образовательная, инновационная).

Хочется отметить, что мы являемся членами различных сетевых сообществ, на уроках активно используем доступные цифровые образовательные ресурсы из сетевых сообществ, активно общаемся с другими педагогами; являемся активными пользователями всех этих сайтов, мы размещаем свои материалы и получаем доступ к ресурсам других педагогов. Это обеспечивает возможности для обмена информацией, демонстрации результатов персональной деятельности.

Итак, самое главное для начинающего педагога – это желание постоянно работать над собой, открытость к экспериментам, принятие новой информации, умение учиться и делиться своими знаниями и опытом, которые он получил в процессе персонифицированного деятельностного сопровождения.

 

Литература:

  1. Повышение профессионального мастерства педагога: опыт и современные тенденции развития: материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 октября 2020 г.) [Электронный ресурс] / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; отв. редактор А.А. Жерновая. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – 243 с.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна