Курс «Введение в специальность» как одно из средств профессиональной адаптация первокурсника
Бажуткина Наталья Николаевна,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский социально-педагогический колледж» г. о. Самара
Профессиональное становление личности студента - одна из приоритетных задач и показатель эффективности деятельности профессиональной образовательной организации. Система профориентационной работы должна способствовать не только профессиональному самоопределению студента, но и повышать степень реализации в профессиональной деятельности, обеспечивая конкурентоспособность на рынке труда и реальную занятость после завершения обучения по направлению подготовки.
Среднее профессиональное образование не является переходным звеном между начальным и высшим образованием. Это самостоятельная структура, подготавливающая свой сегмент квалифицированных кадров по качественным программам подготовки специалистов среднего звена, имеющим практико-ориентированный характер, относительно краткие сроки освоения и сравнительно меньшие затратами на обучение.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж» (ГБПОУ «ССПК») является одним из старейших и ведущих профессиональных образовательных учреждений в регионе. За свою 85-летнюю историю ранее педагогическое училище подготовило тысячи специалистов для различных сфер (образовательной, социальной, управленческой, технической), гибко ориентируясь на актуальные потребности в кадрах регионального рынка труда. Сегодня колледж готовит специалистов по юридическому и педагогическому направлениям, по 8 специальностям, очной и заочной формам обучения. Среди реализуемых «Педагог дошкольного образования», «Социальный работник» - профессии из перечня наиболее востребованных на рынке труда Самарской области, требующих среднего профессионального образования (ТОП-Регион) [1].
Доля трудоустроенных выпускников по направлению подготовки прежде всего показатель эффективности профориентационной работы со студентами колледжа, однако нельзя отрицать и влияние политической и социально-экономической ситуации в целом, сложившейся в стране в определенный период, вносящей свои коррективы в прогнозные карьерные планы. На рисунке 1 представлены данные статистики трудоустройства выпускников колледжа по данным Регионального центра трудовых ресурсов АИС «Трудовые ресурсы» Самарской области за последние 3 года [2].
Рис.1 «Доля трудоустроенных выпускников по специальности в период с 2021-2023 года»
Мы видим, что максимальный показатель - почти 70% выпускников, трудоустроенных в течение одного года «в соответствии с освоенной специальностью» в 2021 году, далее наблюдается его снижение на 14% - в 2022 и незначительное повышение по сравнению с предыдущим годом в текущем 2023. В среднем отрицательная динамика составляет более 10%, уровень показателя недостаточно высокий. Решение данной проблемы возможно при активизации профориентационной работы среди студентов, внедрении новых форм и методов, начиная с первого года обучения в колледже.
С начала учебного года в колледже ежегодно проводятся и специальные профориентационные мероприятия для первокурсников: правовой турнир «В рамках закона», акция «Ночь на фабрике» ко Дню среднего профессионального образования, смотр строя и песни и др. Тем не менее, очень часто студенты-первокурсники сталкиваются с тем, что недостаточно информированы о содержательной стороне будущей профессии, что осложняет выбор будущей профессиональной траектории. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способствующих успешности процесса адаптации студентов нового набора.
На первом курсе студенты осваивают общеобразовательные предметы, включение в рабочие программы профессионально ориентированного содержания призвано обеспечить связь с будущей профессией и постепенный переход от базовых знаний и умений к профессиональным компетенциям. Проводимые методической службой ГБПОУ «ССПК» в 2023 году педагогические мастерские по разработке профессионально ориентированных практических занятий позволили сформировать преподавателям собственную коллекцию заданий, способствующих формированию умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов.
Цель предмета «Введение в специальность» общеобразовательного цикла - формирование у обучающихся первичных представлений о будущей профессии, поэтому он полностью профессионально ориентирован. Курс введения в специальность для будущих юристов предполагает достижение предметных результатов не только на теоретических занятиях, но и практических, которые составляют почти 50% от общее количества часов, определенных учебным планом. Усвоение обучающимися юридических понятий; формирование представления об основных видах юридических профессий, правовой культуре и профессиональной этике; технологии работы с нормативными правовыми актами и научными источниками; усвоение приемов поэтапного планирования юридической карьеры – это не полный перечень задач, обозначенных в программе курса. В содержании курса два раздела (Профессиональная ориентация и обучение в сфере юриспруденции; Виды юридических специальностей и должностей), апробация которого в течении учебного года станет основой дальнейшей актуализации тематики занятий.
На первых занятиях по предмету первокурсники знакомятся с организацией обучения по специальности и требованиями, предъявляемыми к обучающимся юридического отделения, учебно-методическим и информационным обеспечениями, благодаря чему каждый первокурсник имеет четкое представление о формах занятий и промежуточной аттестации, видах и базах дальнейшей профессиональной практики, общих и профессиональных компетенциях. Практические аудиторные занятия на ознакомление с ресурсами образовательной платформы «Юрайт» (организация поиска учебной литературы по направлению подготовки, самоконтролю знаний и умений); изучение характеристик новых (перспективных) юридических профессий по «Атласу новых профессий», возможность получения высшего юридического образования в Самарской области, информационные групповые проекты по темам: «Выдающиеся юристы прошлого» и «Самые известные юристы России», предполагают использование персональных компьютеров с выходом в сеть Интернет. В плане также экскурсии в музеи УФСИН и ГУ МВД России по Самарской области, встречи и интервьюирование представителей профессии.
На занятиях по введению специальность преподаватель должен раскрыть специфичность и многогранность юридической профессии, познакомить со сферами и направлениями профессиональной деятельности от государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности до преподавательской деятельности в образовательных учреждения [3].
В завершении изучения курса студенты составляют индивидуальный поэтапный план развития карьеры, в основе которого лежат принципы управления карьерой юриста.
Таблица 1.
Планирование карьеры юриста
Этап карьеры
|
Срок достижения
|
Способ достижения
|
Планируемый результат
|
|
|
|
|
Резюмируя выше сказанное, можно сказать, что профессионально ориентированный курс «Введение в специальность» является необходимым и значимым дополнением к комплексу мер профессиональной адаптации и должен повышающий вероятность ее успешности.
Литература
- Приказ министерства труда‚ занятости и миграционной политики Самарской области от 30.04.2021 № 111-п «Об утверждении Перечня наиболее востребованных и новых профессий»
- АИС Трудовые ресурсы
- Чашин А.Н. Введение в специальность: юрист: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чашин.-Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 113 с.