Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Кинотерапия как метод внеурочной работы со студентами среднего профессионального образования

Ажажа О. В., Данилина А. А., Дрогина А.В.,

преподаватели

ГАПОУ «Самарский государственный колледж» г. Самара

 

Аннотация. Статья посвящена анализу кино-терапевтического метода консультативной психологии, проблемам и путям развития данного вида профессиональной деятельности, а также его внедрению во внеурочную работу со студентами СПО.

Ключевые слова: студенты среднего профессионального образования, саморазвитие, переосмысление, осознание, искажение, дискуссия, психология, кинотерапия.

В реалиях сегодняшнего дня человека на каждом шагу окружают различные факторы стресса. Больше остальных стрессам подвержены юноши и девушки подросткового возраста. Их несозревшая психика не всегда может грамотно противостоять обстоятельствам и принимать правильные решения в нестандартных ситуациях.

Помощь в осознании себя, своих взглядов на жизнь, а также обретении дополнительной поддержки, может оказать куратор, классный руководитель, наставник. Объединив опыты работы в педагогике и принимая во внимание разный возраст соавторов, мы рассмотрели наиболее популярные методики взаимодействия со студентами в рамках классных часов. Особый интерес у нас вызвала методика кинотерапии, о которой хотелось бы рассказать подробнее.

В результате просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга использует свои личностные особенности. Это творческий процесс самопознания, в результате которого появляется возможность перехода к сознательной коррекции собственных действий. Каждый из участников кинотерапевтической группы увидит «свой» фильм, так как результатом просмотра будет являться субъективное восприятие, обусловленное прошлым жизненным опытом.

У ребят в группе разные жизненные истории, разный род занятий, пол и даже возраст, и каждый, руководствуясь собственным опытом, озвучивает взгляд, мнение, чувства, вызванное у него просмотром фильма.

Данное условие играет важную роль. При обсуждении кинофильма участники имеют возможность услышать отличные от своей точки зрения варианты восприятия той или иной проблемы. Таким образом, у них появляется повод осознать наличие искажения в своем субъективном восприятии, либо помочь в обнаружении подобных проблем другим членам группы.

Задача педагога состоит в обеспечении возможности увидеть причинно-следственные связи между действиями героев и их последствиями.

Работа ориентирована на расширение осознания учащимся происходящего в кинофрагменте, проекцию сюжетных историй на личную жизнь членов группы.

В ходе дискуссии участники обсуждают не собственную, а чужую жизнь, что упрощает работу с «опасными» по содержанию сюжетами и превращает ее в безопасную проработку личных травм.

Достигается такой результат путем ведения дискуссии. Педагог использует различные методы поддержания беседы, задает вопросы, такие как: «Есть ли другая точка зрения?»; «Возможно, кто-то считает иначе?»; «Есть что-то, что хотелось бы добавить к сказанному?», а также возвращает внимание членов группы к киногероям, когда дискуссия становится непонятной кому-либо из участников: «Какие факты из кинофильма можно привести в поддержку Вашей версии?» и т.д.

Работа группы по кинотерапии может быть очень результативна. В ходе киновстреч студенты осваивают методологию просмотра кино. Оно перестает быть только кинофильмом и становится объектом рефлексии.

Эффективность кинотерапии, как метода групповой работы, была подтверждена в ходе многочисленных эмпирических исследований автора данного метода [1,2].

Участники группы благодаря обнаружению своих субъективных искажений в восприятии действительности находят новые способы реагирования на жизненные ситуации. Происходит деконтоминация личности.

Кинотерапия может стать отличным помощником для родителей в кризисные периоды воспитания детей. Так, в ходе кинообсуждений, члены группы часто делятся своими воспоминаниями или ощущениями, навеянными им фильмом. Среди таких наблюдений встречаются травмы детства, неосознанно нанесенные ребятам в раннем возрасте. Очевидным для участников становятся и последствия неправильного воспитании, что позволяет вовремя заметить подобное поведение у себя и избежать ошибок в воспитании собственных детей.

На наш взгляд, занятия по кинотерапии могут быть очень полезными в системе среднего профессионального образования, потому что на основании проведенных социологических исследований для 40% студентов выбор колледжа оказался вынужденным местом обучения, так как либо из-за низких показателей, либо из-за девиантного поведения их не оставили для дальнейшего обучения в школе [4].

К настоящему времени накоплен обширный эмпирический и клинический материал, подтверждающий эффективность кинотерапии при работе с людьми различного возраста, испытывающими проблемы в детско-родительских отношениях, семейные и прочие кризисы [1,3].

Сеансы кинотерапии можно проводить с группой студентов в рамках классных часов, предусмотренных внеурочной деятельностью.

Универсальность проблем, раскрытых в фильмах, позволит ученикам обнаружить, что они не одиноки в своих страданиях. Обнаружение общности проблем с другими участниками может послужить источником уверенности и оптимизма для преодоления своих трудностей, позволит разделить с ними переживания, получить поддержку. Участие в групповой дискуссии создаст предпосылки к самораскрытию учащихся.

При обсуждении фрагментов кинофильмов, оказавших сильное эмоциональное воздействие, участники смогут переходить к рассказам о себе, о своих переживаниях, обидах или страхах. Результатом такой работы может стать более адекватное понимание своей реальной жизни, переосмысление поступков или привычек, и, как следствие, саморазвитие.

Исследуемый студент, совершивший акт самораскрытия, отражается как субъект в себе самом и других участниках группы.

Учащиеся смогут стать более искренними в межличностных отношениях.

Качественным результатом в работе кинотерапии с учащимися среднего профессионального образования может считаться принятие, уважение и доверие к самому себе, появившееся у студентов.

 

Литература:

  1. Березин С.В. Кинотерапия как метод вторичной профилактики наркомании в семье / Под ред. А.Ф. Галузина, В.В. Лошкарева. – Самара: Изд-во СамГЭУа, 2008a. – 12с.
  2. Березин С.В. Кинотерапия как метод коррекционно-воспитательной работы с осужденными в учреждениях исполнения наказаний / С.В. Березин. – Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2005.
  3. Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников / С.В. Березин. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012. – 122с.
  4. Зайко А.П. Социальный портрет студентов российских колледжей: региональный аспект / А.П Зайко. – Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. – Екатеринбург, 2017: http://hdl.handle.net/10995/46842.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна