Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста

А.А. Алексеева, Д.А. Павлушина

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение самарской области «Строительно-энергетический колледж (образовательно-производственный кампус) им. П. Мачнева», г. Самара

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема научно-исследовательской деятельности студентов как условия формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста. Делается вывод о том, что включение студентов в исследовательскую деятельность может представлять собой педагогическую технологию формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научное творчество студентов, исследовательские умения студентов, самоорганизация, компетенции.

Annotation. The article examines the problem of students' research activities as a condition for the formation of readiness for self-organization of the activities of a future specialist. It is concluded that the inclusion of students in research activities can represent a pedagogical technology for developing readiness for self-organization of the activities of a future specialist.

Keywords: research activities, scientific creativity of students, research skills of students, self-organization, competencies.

Основная задача профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. 

Понятие «самоорганизация» в современных исследовательских работах наполнено скорее поведенческим, нежели подлинно личностным содержанием (Ишков А.Д. и др.) [2]. В основном, работы, посвященные этой проблеме, связывают понятие самоорганизации с успешностью деятельности человека, оптимальной организацией жизнедеятельности, а также соотносят самоорганизацию с такими понятиями как саморегуляция, самоуправление, организованность и т.д. Уваров Е.А. выделяет два значения термина самоорганизации личности в психологии: 1) личностное образование (свойство или комплекс свойств, которые образуют или детерминируют такое качество как организованность); 2) процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков) [4] .

Развивая идею самоорганизации личности как процесса, Ишков А.Д. разработал голографическую модель процесса самоорганизации, выделив определенные функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.

Для формирования готовности к самоорганизации профессиональной деятельности требуются не только практико-ориентированные занятия, но и особые виды учебной деятельности, позволяющие моделировать стратегию поведение в ситуации неопределенности. К таким видам учебной деятельности можно отнести исследовательскую деятельность с ее различными подвидами (например, проектная деятельность) [3].

Исследовательская деятельность позволяет студентам освоить навыки работы с проблемной ситуацией как с явлением социального мира. Понимание значения основных этапов исследования (постановки проблемы, определения методов исследования, проверки гипотезы на практике и т.д.) формирует готовность к построению структуры действий в ситуации, не укладывающейся в известные образцы [5]. Элементы проектной деятельности позволяют студентам выработать навыки моделирования решений в сложной ситуации на основе имеющейся информации. Этот вид деятельность предполагает построение плана действий, ориентированного на конкретную ситуацию и конкретные условия.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки) [1].

Научно-исследовательская работа студентов может организоваться и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:

  • учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время (далее - УИРС), т.е., встроенную в учебный процесс;
  • научно-исследовательскую работу студентов, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС (выполняемые во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс).

Целью учебно-исследовательской работы обучающихся является развитие способности и готовности к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в современных условиях.

Основными организационными формами научно-исследовательской работы студентов в колледже являются:

  • элементы научных исследований в курсовых и дипломных работах;
  • проведение учебных занятий с элементами научных исследований;
  • проведение предметных олимпиад;
  • участие студентов в работе научных конференций;
  • студенческие научные кружки;
  • участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (региональных, всероссийских, международных), к которым относятся: конференции, смотры–конкурсы научно-исследовательских работ студентов, олимпиад по дисциплинам и специальностям.

В результате выполнения исследовательской деятельности студенты достигают способность определять проблему, создать план работы, получают навык отбора и анализа источников и литературы, могут последовательно и полно излагать материал исследования, делать обоснованные выводы, оформлять документацию в соответствии с требованиями [1].

Литература:

  1. Галиуллина, Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности // Вестник ТГГПУ. – 2011. – №3.
  2. Ишков, А. Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореферат дне. ..к. психол. н. М.,2004. 23 с.
  3. Пахмутова, М.А. Индивидуальные стили исследовательской деятельности современных студентов // Психология обучения. 2015. № 7. С. 72-81.
  4. Уваров, Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной активности: дисс. д.психол. и. — СПб., 2007, 358 с.
  5. Хинканина, А.Л. Особенности идеальных представлений о целях деятельности студентов технологического вуза // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. 2014. № 2. С. 75-79.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна