Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Использование современных образовательных технологий как средства формирования общих и профессиональных компетенций студентов на уроках МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

 

Федорова Татьяна Викторовна, преподаватель

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Самарский социально-педагогический колледж»

 

Один из показателей эффективности работы средних профессиональных учреждений – качество подготовки специалистов. Хорошего специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.

В настоящее время все большую популярность получают современные образовательные технологии обучения, применение которых значительно активизирует работу студентов по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Хочется поделиться опытом работы по применению технологии ИКТ, игровой и проектной деятельности студентов –заочников.

При изучении темы «Формирование словаря дошкольников» изучаются:

1. Особенности проведения виртуальных экскурсий с детьми. Мы предлагаем студентам просмотреть 2-3 экскурсии на выбор: природоведческие «Подводный мир», «Путешествие в центр Земли», «Солнечная система»; производственные «Пожарная часть», «Шоколадная фабрика»; искусствоведческие «Чудеса света», «Народные промыслы», «Народные игрушки»; экскурсии в форме виртуального тура: по экспозиции Третьяковской галереи, по Московскому Кремлю, по Мамаеву кургану.

Затем студентам предлагается выделить новые слова, которые дети могут усвоить в процессе просмотра и последующей беседы. Также студентам предлагались приемы для составления отчета об увиденном,  используя метод наглядного моделирования (мнемотаблицы),  составление рассказов с использованием фланелеграфа, предметных и сюжетных картинок.

2. При составлении планов занятий по рассматриванию предметов студентам предлагается найти информацию о происхождении предмета  и материале, из которого он сделан. Например: эволюция ручки.

Прародительницей современной ручки можно считать кисть, которой пользовались в Древнем Китае.  Ассирийцы с той же целью использовали клинышки. Ими они выдалбливали письмена на различных видах поверхностей. Грекам вместо предмета для письма служил стилос или палочка из дерева. С помощью стилоса греки писали различные послания на восковых дощечках.

С наступлением VIII века нашей эры человек додумался применить перо птиц в качестве письменной принадлежности. В ход шли гусиные, лебединые перья. Перья индюков также были подходящими для данной затеи. Более престижным вариантом было использование перьев из бронзы. Затем появилась чернильная ручка, а затем – шариковая.

.

3.Работа со словарями в интернет – источниках:

  • определение этимологии общеупотребительных слов и выражений (слово «апельсин» произошло от анг. Apple  и кит. Син (китайское яблоко) [2];
  • объяснение сказочных выражений (закоулочки – небольшие глухие переулки);
  • составление кроссвордов «Угадай выражение», «Что за слово»;
  • подбор редко употребляемых антонимов и синонимов к общеупотребительным словам:  («доступный» – занятый, недосягаемый, закрытый;  «накопление» – трата, разбазаривание, расходование; «предки» - потомки; - «альтруист» - эгоист;  «активный» - пассивный, инертный;  «человек» — примат, питекантроп, лицо, личность, муж, мужчина, особа, персона, индивид;  «друг» — побратим, кунак,  товарищ, дружок,  дружище; «учеба» - натаскивание, обучение, преподавание, выучка; «воспитание» -  холя, развитие, самовоспитание, патронат, пестование, муштрование, взращивание и т.д.);
  • подбор пословиц и поговорок к содержанию сказок («Как аукнется – так и откликнется» - сказка «Лиса и Жyравль»);
  • составление рассказов для детей об истоках Государственных, народных, тематических праздников.

В процессе изучения темы «Методика ознакомления с детской литературой» мы знакомим обучающихся с разнообразием СОТ по закреплению знаний детей о содержании литературных произведений: квест- игры, интерактивные игры, презентации. Например:

Презентация «В гостях у сказки»

Интерактивная игра «Путешествие по сказкам»

Квест–игра  в старшей группе «По дорогам сказок»

Также рассказываем об интерактивных книгах - игрушках для детей, которые повышают интерес к чтению.

В содержание МДК входит раздел « Творчество детских писателей».           Обучение умению  отбирать    нужную информацию об авторе и его творчестве, адаптировать ее для понимания детьми мы использовали такие формы работы, как интервью с «писателем» и проекты по  ознакомлению с творчеством писателя.

1. Задания студентам для проведения интервью:

Выберите одного автора, изучите его биографию и особенности творчества, представьте, что вы – это он и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  • Что заставило Вас стать детским писателем?
  • В каком жанре Вы в основном работаете?
  • Какое произведение Вы написали 1м?
  • Перечислите наиболее значимые, на Ваш взгляд, произведения для дошкольников.
  • О чем они?

2. Для реализации проектов по ознакомлению с творчеством писателя студенты изучают представленную в интернет- источниках информацию о нем и составляют  план проекта по следующей схеме:

  • Актуальность.
  • Цель, задачи.
  • Организационный этап (сведения об авторе, его произведениях).
  • Практический этап (подбор произведений для чтения, заучивания, инсценирования).
  • Конечный продукт.

       3. Студенты также просматривают презентацию  «Путь создания книги» и видео «Как делают бумагу» и составляют рассказы, доступные детям для понимания.

       Применение таких методов работы позволяет организовать процесс      обучения не как накопление практических знаний, навыков и умений, а как образование личности. При этом у обучающихся формируются   умения:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;
  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • уметь вычленять главное в информационном сообщении.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна