Использование современных образовательных технологий как средства формирования общих и профессиональных компетенций студентов на уроках МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Федорова Татьяна Викторовна, преподаватель
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Один из показателей эффективности работы средних профессиональных учреждений – качество подготовки специалистов. Хорошего специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.
В настоящее время все большую популярность получают современные образовательные технологии обучения, применение которых значительно активизирует работу студентов по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Хочется поделиться опытом работы по применению технологии ИКТ, игровой и проектной деятельности студентов –заочников.
При изучении темы «Формирование словаря дошкольников» изучаются:
1. Особенности проведения виртуальных экскурсий с детьми. Мы предлагаем студентам просмотреть 2-3 экскурсии на выбор: природоведческие «Подводный мир», «Путешествие в центр Земли», «Солнечная система»; производственные «Пожарная часть», «Шоколадная фабрика»; искусствоведческие «Чудеса света», «Народные промыслы», «Народные игрушки»; экскурсии в форме виртуального тура: по экспозиции Третьяковской галереи, по Московскому Кремлю, по Мамаеву кургану.
Затем студентам предлагается выделить новые слова, которые дети могут усвоить в процессе просмотра и последующей беседы. Также студентам предлагались приемы для составления отчета об увиденном, используя метод наглядного моделирования (мнемотаблицы), составление рассказов с использованием фланелеграфа, предметных и сюжетных картинок.
2. При составлении планов занятий по рассматриванию предметов студентам предлагается найти информацию о происхождении предмета и материале, из которого он сделан. Например: эволюция ручки.
Прародительницей современной ручки можно считать кисть, которой пользовались в Древнем Китае. Ассирийцы с той же целью использовали клинышки. Ими они выдалбливали письмена на различных видах поверхностей. Грекам вместо предмета для письма служил стилос или палочка из дерева. С помощью стилоса греки писали различные послания на восковых дощечках.
С наступлением VIII века нашей эры человек додумался применить перо птиц в качестве письменной принадлежности. В ход шли гусиные, лебединые перья. Перья индюков также были подходящими для данной затеи. Более престижным вариантом было использование перьев из бронзы. Затем появилась чернильная ручка, а затем – шариковая.
3.Работа со словарями в интернет – источниках:
- определение этимологии общеупотребительных слов и выражений (слово «апельсин» произошло от анг. Apple и кит. Син (китайское яблоко) [2];
- объяснение сказочных выражений (закоулочки – небольшие глухие переулки);
- составление кроссвордов «Угадай выражение», «Что за слово»;
- подбор редко употребляемых антонимов и синонимов к общеупотребительным словам: («доступный» – занятый, недосягаемый, закрытый; «накопление» – трата, разбазаривание, расходование; «предки» - потомки; - «альтруист» - эгоист; «активный» - пассивный, инертный; «человек» — примат, питекантроп, лицо, личность, муж, мужчина, особа, персона, индивид; «друг» — побратим, кунак, товарищ, дружок, дружище; «учеба» - натаскивание, обучение, преподавание, выучка; «воспитание» - холя, развитие, самовоспитание, патронат, пестование, муштрование, взращивание и т.д.);
- подбор пословиц и поговорок к содержанию сказок («Как аукнется – так и откликнется» - сказка «Лиса и Жyравль»);
- составление рассказов для детей об истоках Государственных, народных, тематических праздников.
В процессе изучения темы «Методика ознакомления с детской литературой» мы знакомим обучающихся с разнообразием СОТ по закреплению знаний детей о содержании литературных произведений: квест- игры, интерактивные игры, презентации. Например:
Презентация «В гостях у сказки»
Интерактивная игра «Путешествие по сказкам»
Квест–игра в старшей группе «По дорогам сказок»
Также рассказываем об интерактивных книгах - игрушках для детей, которые повышают интерес к чтению.
В содержание МДК входит раздел « Творчество детских писателей». Обучение умению отбирать нужную информацию об авторе и его творчестве, адаптировать ее для понимания детьми мы использовали такие формы работы, как интервью с «писателем» и проекты по ознакомлению с творчеством писателя.
1. Задания студентам для проведения интервью:
Выберите одного автора, изучите его биографию и особенности творчества, представьте, что вы – это он и подготовьте ответы на следующие вопросы:
- Что заставило Вас стать детским писателем?
- В каком жанре Вы в основном работаете?
- Какое произведение Вы написали 1м?
- Перечислите наиболее значимые, на Ваш взгляд, произведения для дошкольников.
- О чем они?
2. Для реализации проектов по ознакомлению с творчеством писателя студенты изучают представленную в интернет- источниках информацию о нем и составляют план проекта по следующей схеме:
- Актуальность.
- Цель, задачи.
- Организационный этап (сведения об авторе, его произведениях).
- Практический этап (подбор произведений для чтения, заучивания, инсценирования).
- Конечный продукт.
3. Студенты также просматривают презентацию «Путь создания книги» и видео «Как делают бумагу» и составляют рассказы, доступные детям для понимания.
Применение таких методов работы позволяет организовать процесс обучения не как накопление практических знаний, навыков и умений, а как образование личности. При этом у обучающихся формируются умения:
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении.