Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Использование технологии исследовательской деятельности при дистанционном обучении

Николаев Сергей Дмитриевич,

преподаватель истории

ГАПОУ «СЭК (образовательно-производственный кампус) им П. Мачнева»

Министерство просвещения Российской Федерации в марте 2020 г. разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации, составленые в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г., а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23 августа 2017 г., в которых внимание педагогов было обращено необходимость «создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания» [1].

Сегодня педагогу необходимо научить детей правильно пользоваться Интернет-ресурсами, не отказываясь при этом от технологий, которые работали и на «обычных» уроках истории в классе.  Сохраняя принцип «природного процесса обучения», дистанционная форма обучения позволяет создать задания, которые могут выявить практические навыки, способности и возможности студентов. Применение наглядного материала в Интернет-ресурсах, даёт больше возможностей погрузиться в историческую эпоху, систематизировать и классифицировать знания учащихся по определённому периоду, что, несомненно, приводит к определённому качественному повышению уровня знаний обучающихся. Особенно это касается тех интересных тем, на которые в новых учебных пособиях отводится очень мало материала. Поэтому в этих случаях важное место начинает занимать деятельность самого обучаемого, его самостоятельная поисковая исследовательская работа, умение ориентироваться в Интернет пространстве.

При этом педагогу важен учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, его умение заинтересовать и построить работу так, чтобы ребенку самому хотелось заниматься некоторыми исследованиями.  И здесь, с одной стороны, он может проявить себя, а с другой, он сам будет развиваться, почувствует важность своей деятельности, своего труда [2].

Для проведения исследовательской работы, безусловно, нужны некоторые умения. Важнейшие из них: - сопоставление и отбор информации, полученной из разных источников (документы, учебные тексты, словари, фрагментов из художественной литературы, диаграммы, схемы, кластеров);

- извлечение информации, поиск главной и второстепенной; - умение работать с информацией (классификация, систематизация); - умение давать оценку своим результатам, осознание причин успеха и провала деятельности (рефлексия); - умение делать выводы и умозаключения; - умение приводить факты и доводы, доказывающие поставленные гипотезы [3]. Именно на знании умений студента была построена исследовательская работа.

По теме «Отечественная война 1812» группы распределены по подгруппам в зависимости от их интереса к тому или иному вопросу. 1. Систематизацией дат и событий. Достаточно сложным для них стала собственная оценка этих событий, что во многом было связано именно с умением делать выводы и умозаключения. В тоже время, обучающимися был представлен очень хороший иллюстративный материал.

2. Работа над тезисом, подчёркивающим общенародный, справедливый, освободительный характера Отечественной войны 1812 года. Поиск высказываний, воспоминаний, художественных произведений участников или современников этих событий, умение приводить факты и доводы, доказывающие тот или иной тезис.

В целом эта группа справилась со своим заданием и подсказала   дальнейшее направление исследования: какой вклад внёс Самарский край и какие народы России участвовали в этих событиях. Эта подгруппа более всего была ориентирована на поисковую работу. В результате, студентами был выявлен достаточно интересный материал.  Учащимися особо была выделена роль самарцев – солдат 24-го Симбирского полка 2-й бригады 27-й пехотной дивизии генерал-майора Д.П. Неверовского.  Именно про них высоко отозвался командующий 2-й русской армией, князь П.И. Багратион: «Нельзя довольно похвалить храбрости и твёрдости, с какою дивизия, совершенно новая, дралась против чрезмерно превосходящих сил неприятельских. Можно сказать, что примера такой храбрости, ни в какой другой армии показать нельзя».

В Ставропольском полку, состоявшим из наших земляков, калмыков уездного города Ставрополя, студентами установлены 23 фамилии награжденных наших земляков.  

Впервые узнали и про знаменитый Алексопольский пехотный полк (формированный в   Алексеевской крепости - ныне п.г.т. Алексеевка), который в Бородинском сражении оборонял Багратионовы флеши, где потерял 12 офицеров и 3/4 солдат.  

Формирование народного ополчения. Учащиеся проходят по знакомым (даже родные места рождения) названиям населенных пунктов - Самара, Сызрань и Ставрополь, Усолье и Кинель, Красный Яр и Шигоны, Новый Буян. Очень благосклонно воспринимаются и нередко знакомые фамилии ополченцев - Ф. Карев, А. Павлов, А. Пивков, Ф. Савельев, В.Аристов, А.П.Бабкин, братья Топорнины, Городецкие, Тимашевы, Неуструевы.

Интересными для учащихся стали групповые задания с целью установления участия народов Самарского региона в войне 1812 года [4].

Таким образом, анализируя деятельность студентов, следует отметить следующее. 1. Появление интереса учащихся к изучению истории родного края и их умений связать её с историей России. 2. Дистанционное обучение снизило у них состояние тревожности – незнание никак не наказывается, а процесс познания - стимулируется. 3. Совместная работа действительно позволяет оценить у учащихся не только уровень и качество знаний и умений, но и их личную инициативу, трудолюбие, сообразительность [5]. А это значит, появляется дополнительная возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. 

Результаты: - у некоторой части  студентов заметно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории; - даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; - формирует некоторые умения и навыки, необходимые для успешной учебы; - и учитель, и ученик могут   построить процесс обучения совершенно по-другому, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения; - способствует профессиональному росту учителей, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их возможный потенциал.

По мнению студентов, дистанционное обучение имеет и плюсы.  1. Опыт самостоятельного поиска информации, приобретения знаний им обязательно пригодится в будущем.  2. Можно занимается в любом месте, где есть доступ в Интернет. 3. Время – студент выбирает любое время для поиска и оформления материалов и свободно распоряжается им. 4. Использование различных демонстрационных материалов, видео- и аудиоконтентов способствует повышению уровня занятий. 5. Общение – снимаются некоторые проблемы общения с преподавателем, что связано как с личностными трудностями, так и психологическими.

Минусы. 1. При дистанционном обучении им достаётся больше работы. 2. Несовершенство российских цифровых платформ и сервисов (различные технические сбои, низкое качество размещённого материала). 3. Сложности с вовлечением всех учащихся в дискуссии и обсуждение (действительно, не более 20-25%). 4. Отсутствие внутренней самодисциплины, неумение распоряжаться рабочим временем (многие считают это время - личным). Несмотря на плюсы дистанционного обучения, они считают личное общение с преподавателем более предпочтительным.

Литература:

  1. Электронный ресурс удалённого доступа: Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Министерство просвещения Российской Федерации / URL : https://docs.edu.gov.ru/document/ 26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/ (дата обращения: 28.05.2021)
  2. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника  - Псков : ПОИПКРО, 2014. 57 с.
  3. Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности в условиях пандемии.  Образовательная социальная сеть[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/01/18/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-issledovatelskoy, свободный. – (дата обращения28.05.2021)
  4. Целуронго Д.Г.  Социальный облик унтер-офицеров русской армии – участников Бородинского сражения// Бородино и Наполеоновские войны. Можайск, 2008;   Как ставропольчане коней в реке Сена купали.//Тольятти-Вечерок, 2009, №20;  Т.Полтева "Правнуки "амуров" со степной душой", "Аргументы недели", № 33 (325) 30.08.2012г.
  5. Электронный ресурс удалённого доступа: Повторительно-обобщающие уроки истории в системе дистанционного обучения: опыт учителей/URL : http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=340&ELEMENT_ID=23047

 

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна