Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Использование проектной деятельности при изучении дисциплины «Основы электротехники» для неэлектрических профессий

Василенко Сергей Владимирович

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум»

 

В новом образовательном стандарте практико - ориентированность ОПОП для СПО базовой подготовки составляет 50% -65%. Для того чтобы реализовать данный процент практико - ориентированности ОПОП наиболее гармонично, необходимо использовать практико – ориентированные виды обучения.

Проектное обучение способствует формированию профессионально важных качеств, т.к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов [1. стр.76].

Проектная деятельность наиболее эффективна, если её удается интегрировать в учебный процесс, связать с программным материалом, значительно углубляя и расширяя знания студентов в процессе работы над проектом.

В основе проекта всегда лежит проблема. Студенту необходимо помочь научиться мыслить свободно, самостоятельно, научиться решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, научиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи, необходимо занять мысль студента выбором рациональных способов решения проблемы, поиском убедительных аргументов, доказывающих правильность плана дальнейших действий.

Применение проектного обучения развивает поисковую активность, познавательные навыки студента, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес, способствует формированию творческой личности.

Объединенные проектным видом деятельности практические и теоретические знания меняют мотивацию студентов к обучению, так как результат своей деятельности они могут увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Проектное обучение, мы решили применить при освоении профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин. Студенты выполняют учебные и учебно – производственные проекты при изучении профессиональных модулей и дисциплин таких, как ПМ 01 Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин, ПМ 02 Обеспечение производства подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения и т.д.  

Рассмотрим, как проходит выполнение учебного проекта по дисциплине «Основы электротехники» для профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, которая была введена из вариативной части ОПОП по требованию работодателя, знания и умения, формируемые данной дисциплиной, способствуют формированию основных профессиональных компетенций.

В данной дисциплине проектную деятельность можно использовать при изучении темы «Основы электроснабжения». Проект по этой теме базируется на темах «Основы электропривода», «Аппаратура управления и защиты, элементы автоматики», а также требует знания законов общей электротехники. Проект характеризуется разнообразием тем, название темы зависит от выбранного студентами оборудования цеха.

Принципом проводимой работы является полное одобрение любых инициатив и собственных идей при выполнении предложенной студентам работы.

Рассмотрим подробно этапы выполнения учебного проекта:

Этап 1 - подготовительный заключается в подготовке и организации проектной работы и включает в себя следующие виды деятельности: постановку проблемных вопросов, определение объекта учебного проектирования.

Этап 2 - технологический заключается в разработке решения проблемы, которая была сформулирована на подготовительном этапе. Последовательность работы на данном этапе следующая: студенты подбирают перечень оборудования, самостоятельно обсуждают размещение оборудования в цехе, собирают данные об оборудовании, строят эскиз расположения оборудования в цехе и определяют расстояния от трансформаторной подстанции до выбранного электродвигателя механизма., уточняют критерии проверки и оценки качества, а также выполняют коррекцию выполненного проекта в соответствии с заданными критериями, выполняют презентацию проекта и оценка предложенного решения студентами.

Этап 3 – Заключительный, необходим для выявления сложностей, недочетов, которые были выявлены при выполнении проекта, на данном этапе выполняются следующие виды работ:

  1. Студенты проводят анализ поставленной проблемы, выявляют ее недостатки и выявляют причины недостатков.
  2. Студенты анализируют ход выполнения проекта и выявляют причины, если работа была спланирована неправильно.
  3. Студенты анализируют полноту проекта, если тема была раскрыта не полностью, то выявляют причины.
  4. Студенты анализируют эффективность работы команды, если используется коллективное проектирование, определяют недостатки и выявляют причины их появления.
  5. Студенты определяют, в чем испытывали трудности при проектировании и чему научились.

При создании коллективного проекта студенты группы становятся членами творческого объединения. Творческое объединение позволяет применить методики активизации поисковой активности, творческого мышления – «мозговой штурм», методику морфологического анализа (составление списка всех возможных вариантов решения проблемы и их последовательный анализ), синектику (использование комплекса разных методов решения задач специалистами разных направлений). Реализовать задумки проекта возможно с применением информационных технологий (построение схемы электроснабжения цеха с помощью программы AUTOCAD, Компас и др.). Проведение этих работ завершается для студента оценкой преподавателя в форме анализа поисковой работы.

Проектирование по дисциплине «Основа электротехники» показало, что студенты, работая над проектом, приобретают коммуникативные, личностные, социальные, лингвистические, интеллектуальные, организационные, конструкторско – технологические способности, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решение, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление и проектную культуру, повышают уровень профессиональной мобильности, что позволит им найти свое место в профессиональной деятельности.

Литература:

  1. В.Д.Дмитриева Физика. Для профессий и специальностей технического профиля
  2. Ярочкина Г.В. Основы электротехники: Учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М.: ИЦ Академия, 2019. -240 с.
  3. Зильберман А.Р. Преобразование электрических цепей //Квант. — 2019. — № 3. — С. 30-31,34.
  4. А так ли хорошо знакомы вам электрические цепи? // Квант. — 2018. — № 12. — С. 40-41.
  5. http://kurstoe.ru/literatura.html -Курс электротехники.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна