Использование проектной деятельности при изучении дисциплины «Основы электротехники» для неэлектрических профессий
Василенко Сергей Владимирович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум»
В новом образовательном стандарте практико - ориентированность ОПОП для СПО базовой подготовки составляет 50% -65%. Для того чтобы реализовать данный процент практико - ориентированности ОПОП наиболее гармонично, необходимо использовать практико – ориентированные виды обучения.
Проектное обучение способствует формированию профессионально важных качеств, т.к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов [1. стр.76].
Проектная деятельность наиболее эффективна, если её удается интегрировать в учебный процесс, связать с программным материалом, значительно углубляя и расширяя знания студентов в процессе работы над проектом.
В основе проекта всегда лежит проблема. Студенту необходимо помочь научиться мыслить свободно, самостоятельно, научиться решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, научиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи, необходимо занять мысль студента выбором рациональных способов решения проблемы, поиском убедительных аргументов, доказывающих правильность плана дальнейших действий.
Применение проектного обучения развивает поисковую активность, познавательные навыки студента, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес, способствует формированию творческой личности.
Объединенные проектным видом деятельности практические и теоретические знания меняют мотивацию студентов к обучению, так как результат своей деятельности они могут увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
Проектное обучение, мы решили применить при освоении профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин. Студенты выполняют учебные и учебно – производственные проекты при изучении профессиональных модулей и дисциплин таких, как ПМ 01 Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин, ПМ 02 Обеспечение производства подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения и т.д.
Рассмотрим, как проходит выполнение учебного проекта по дисциплине «Основы электротехники» для профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, которая была введена из вариативной части ОПОП по требованию работодателя, знания и умения, формируемые данной дисциплиной, способствуют формированию основных профессиональных компетенций.
В данной дисциплине проектную деятельность можно использовать при изучении темы «Основы электроснабжения». Проект по этой теме базируется на темах «Основы электропривода», «Аппаратура управления и защиты, элементы автоматики», а также требует знания законов общей электротехники. Проект характеризуется разнообразием тем, название темы зависит от выбранного студентами оборудования цеха.
Принципом проводимой работы является полное одобрение любых инициатив и собственных идей при выполнении предложенной студентам работы.
Рассмотрим подробно этапы выполнения учебного проекта:
Этап 1 - подготовительный заключается в подготовке и организации проектной работы и включает в себя следующие виды деятельности: постановку проблемных вопросов, определение объекта учебного проектирования.
Этап 2 - технологический заключается в разработке решения проблемы, которая была сформулирована на подготовительном этапе. Последовательность работы на данном этапе следующая: студенты подбирают перечень оборудования, самостоятельно обсуждают размещение оборудования в цехе, собирают данные об оборудовании, строят эскиз расположения оборудования в цехе и определяют расстояния от трансформаторной подстанции до выбранного электродвигателя механизма., уточняют критерии проверки и оценки качества, а также выполняют коррекцию выполненного проекта в соответствии с заданными критериями, выполняют презентацию проекта и оценка предложенного решения студентами.
Этап 3 – Заключительный, необходим для выявления сложностей, недочетов, которые были выявлены при выполнении проекта, на данном этапе выполняются следующие виды работ:
- Студенты проводят анализ поставленной проблемы, выявляют ее недостатки и выявляют причины недостатков.
- Студенты анализируют ход выполнения проекта и выявляют причины, если работа была спланирована неправильно.
- Студенты анализируют полноту проекта, если тема была раскрыта не полностью, то выявляют причины.
- Студенты анализируют эффективность работы команды, если используется коллективное проектирование, определяют недостатки и выявляют причины их появления.
- Студенты определяют, в чем испытывали трудности при проектировании и чему научились.
При создании коллективного проекта студенты группы становятся членами творческого объединения. Творческое объединение позволяет применить методики активизации поисковой активности, творческого мышления – «мозговой штурм», методику морфологического анализа (составление списка всех возможных вариантов решения проблемы и их последовательный анализ), синектику (использование комплекса разных методов решения задач специалистами разных направлений). Реализовать задумки проекта возможно с применением информационных технологий (построение схемы электроснабжения цеха с помощью программы AUTOCAD, Компас и др.). Проведение этих работ завершается для студента оценкой преподавателя в форме анализа поисковой работы.
Проектирование по дисциплине «Основа электротехники» показало, что студенты, работая над проектом, приобретают коммуникативные, личностные, социальные, лингвистические, интеллектуальные, организационные, конструкторско – технологические способности, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решение, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление и проектную культуру, повышают уровень профессиональной мобильности, что позволит им найти свое место в профессиональной деятельности.
Литература:
- В.Д.Дмитриева Физика. Для профессий и специальностей технического профиля
- Ярочкина Г.В. Основы электротехники: Учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М.: ИЦ Академия, 2019. -240 с.
- Зильберман А.Р. Преобразование электрических цепей //Квант. — 2019. — № 3. — С. 30-31,34.
- А так ли хорошо знакомы вам электрические цепи? // Квант. — 2018. — № 12. — С. 40-41.
- http://kurstoe.ru/literatura.html -Курс электротехники.