Интеграция содержания предмета ОУП.09 Иностранный язык
и МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
в рамках внедрения методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
Стародуб Валентина Юрьевна,
преподаватель иностранного языка
ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж», г. Старый Оскол
Преподавание иностранного языка в учебных заведениях среднего профессионального образования имеет определённую специфику. Студенты часто задают вопрос, зачем им необходимо изучать иностранный язык, каким образом иностранный язык связан с той или иной специальностью или профессией. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Выпускникам колледжа, владеющим иностранным языком, открываются большие перспективы трудоустройства.
С 2022 года Старооскольский педагогический колледж является площадкой по внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования. В связи с этим в рабочую программу по иностранному языку был введён профессионально-направленный раздел. Для каждой специальности раздел имеет свою специфику с учетом получаемой специальности. В соответствии с направлениями подготовки студентов, была проведена следующая работа: определение основных профессиональных тем с учётом межпредметных связей; отбор специализированных текстов с учётом профессиональных тем; составление профессионального словаря по предложенным темам; разработка заданий и вопросов к специализированным текстам; составление тестов и контрольных работ по профессиональным темам.
Следует отметить, что основной целью профессионально-направленного раздела является формирование основ профессиональной направленности и потребности использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности [2].
Более подробно остановимся на деятельности, которая необходима при подготовке и проведении занятия с учётом профессиональной направленности. В качестве примера рассмотрим занятие, которые было подготовлено для студентов специальности «Дошкольное образование». Для интеграции с предметом ОУП.09 Иностранный язык была выбрана дисциплина из профессионального цикла МДК 02.06 Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
Перед тем как приступить к разработке технологической карты занятия, необходимо было ознакомиться с содержанием ФГОС специальности, ещё раз обратить внимание на ключевые позиции методики преподавания дисциплины «Иностранный язык» с учётом профессиональной направленности, углубиться в содержание общепрофессиональных дисциплин и МДК специальности.
Отмечу, что МДК 02.06 Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста студенты полноценно начнут изучать на 3 курсе в соответствии с учебным планом, однако следуя методике преподавания дисциплины «Иностранный язык» с учётом профессиональной направленности, необходимо уже на 1 курсе знакомить студентов с ключевыми составляющими будущей специальности посредством частичного формирования профессиональных компетенций [3]. Следующий этап педагогической деятельности был связан с осмыслением содержания учебной дисциплины профессионального цикла для осуществления интеграции с темой по иностранному языку «Закрепления грамматических навыков по теме настоящее, прошедшее и будущее время». Для подготовки материалов профессиональной направленности была выбрана тема «Решение конфликтных ситуаций», содержание МДК подходит к теме по иностранному языку «Язык и общение».
На этапе разработки технологической карты урока, необходима была консультация с преподавателем профессиональных дисциплин (педагогика, психология и др.), чтобы более чётко определить содержание занятия и формируемые профессиональные компетенции. Лишь после этого стала возможной педагогическая деятельность, нацеленная на подбор профессионально-ориентированных текстов.
В основу бинарного занятия была положена технология интегрированного обучения, основанная на межпредметных связях. Такое занятие позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применять полученные знания на практике, а главное - способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающихся, что является важным качеством будущих воспитателей. Целью занятия было создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и понять его значимость в будущей профессиональной деятельности.
Для работы со студентами был подобран текст, отражающий содержание МДК 02.06 Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста и формируемы профессиональные компетенции: ПК 1.2 Проводить уроки; ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения; ПК 1.4 Анализировать уроки.
Для занятия был выбран текст «Решение конфликтов». Помимо этого, в качестве домашнего задания, студентам было необходимо написать эссе на тему «Как избежать конфликтных ситуаций». Данное задание перекликается с самостоятельной работой по МДК 02.06 Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста, что отражено в программе учебной дисциплины.
Проводя работу по реализации методики профессиональной направленности в процессе обучения студентов иностранному языку можно сделать следующий вывод: студенты проявляют устойчивый интерес к профессиональным темам, используя знания из дисциплин профессионального цикла, это способствует формированию основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Все навыки, полученные на занятиях, пригодятся им в практической деятельности в ходе руководства и организации общения дошкольников в дошкольных учреждениях, это позволит студентам использовать их в своей практической профессиональной деятельности.
Литература
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ - Глосса, 2019. - 165 с.
- Игнатьева, Е.Ю. Технологии профессионально - ориентированного обучения: учеб.- метод. Пособие / Е.Ю. Игнатьева.- Великий Новгород, 2017.- 67 с.
- Кузовлева, Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам / Н.Е. Кузовлева // Иностранные языки в школе. - 2014. - №4 - С.22 - 25.