Инновационные формы воспитательных практик
Янзина Лилия Валерьевна
Преподаватель спецдисциплин
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Строительно-энергетический колледж (образовательно-производственный кампус) им. П.Мачнева» г.о. Самара
В среднее профессиональное образование приходят мотивированно, что позволяет реализовать потребность в познании личности и творчестве, предельно раскрыть себя, актуализироваться. На сегодняшний день СПО играет важную роль в становлении подрастающего поколения. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, которое имеет огромное значение для процесса обучения. Воспитательная работа с обучающимися колледжа является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Личность человека формируется и развивается в процессе становления социально значимых качеств человека, его взглядов, убеждений и способностей. В основу воспитательной работы в СПО должны быть положены базовые направления традиционной отечественной системы воспитания:
- Гражданское и патриотическое;
- Духовно-нравственное;
- Физическое развитие и культура здоровья;
- Профилактика асоциального и девиантного поведения, правонарушений, противодействие распространению экстремизма и терроризма;
- Воспитание правой культуры.
Инновационные формы воспитательных практик, предъявляемые нами, направлены на реализацию воспитательного идеала, где основная педагогическая цель - формирование всесторонне развитой гармоничной личности.
Современность предъявляет подрастающему поколению особые требования. Необходим поиск новых моделей образования, методик, технологий воспитания. Преподаватель должен стремится идти с обучающимися рядом и чуть впереди, учить, воспитывать и выть со автором в творчестве.
Я на своих уроках при изучении нового и закреплении пройденного материала использую современные образовательные технологии: модульно- компетентностная технология, игровые (квесты), информационно-коммуникационные технологии и кейс-метод.
Все эти технологии объединяет одна черта – это вовлечение обучающихся в творческую работу. Я считаю, что применение указанных технологий способствует активизации познавательной деятельности, направленной на всестороннее развитие обучающихся и формирование полноценных специалистов, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству и реализации поставленных целей.
Одной из основных современных образовательных технологий, которую я достаточно долго и успешно применяю при проведении уроков по МДК 01.01. Проектирование зданий и сооружений, является модульно- компетентностная технология.
Одной из особенностей модульно-компетентностного обучения является полностью или частично самостоятельная работа обучающихся по изучению нового материала. Следует отметить, что практика показывает, при проведении уроков по модульно-компетентностной технологии у обучающихся пропадает неуверенность, боязнь оценки знаний. При общении в малых группах они овладевают организационными и коммуникативными умениями, постепенно вовлекаются в учебную деятельность даже слабо подготовленные обучающиеся.
На вопрос: «Чем Вам интересны занятия по модульно-компетентностному обучению?» были получены следующие ответы:
- нравится работать в группе;
- могу свободно высказывать свое мнение;
- просто и доступно изложен материал;
- я всегда могу задать вопрос преподавателю или участнику в группе;
- я учусь самостоятельно работать с литературой;
- я получаю больше «четверок» и «пятерок».
На уроке, проводимом с применением модульно-компетентностного обучения, присутствует соревновательный элемент, что дополнительно мотивирует обучающихся, требует от них активности в поиске правильного ответа, мобилизует смекалку и сообразительность. Кроме того, главное – наблюдается повышенный интерес к урокам, организованным на основе модульно-компетентностной технологии, положительно сказывается на образовательном уровне обучающихся. Контрольные срезы показывают, что средний балл и качество успеваемости обучающихся несколько выше по сравнению с теми, кто применял традиционные технологии при обучении. Кроме того, процесс применения данной технологии является для преподавателя своеобразным стимулом к саморазвитию.
Игровые технологии (квесты) применяю при рассмотрении тем по решению ситуационных проблем, возникающих при выполнении технологического процесса подготовки и отделки помещений.
Важнейшим свойством таких игровых технологий является то, что в игре обучающиеся и педагог тесно взаимодействуют.
В процессе игры обучающиеся попадают в различные ситуации и вырабатывают на своём опыте поведенческие модели в разных профессиональных и производственных ситуациях. Это также стимулирует развитие творческой деятельности у обучающихся и высокого уровня активности, который достигается добровольно, без принуждения. Например, обучающиеся получают задание о разрешении проблемы, возникшей при окраске помещений. На поверхности образовались темные пятна. Поверхность неоднородна. Назвать причину и способ устранения данного дефекта. Это учит работать в команде, принимать решение.
Кейс-метод. Главное в этой технологии заключается в том, что обучающиеся самостоятельно, опытным путём получают необходимые знания и умения, что даёт более высокий процент усвоения по сравнению с устным изложением материала. Очень важно, что кейс-метод позволяет вовлечь в учебную деятельность почти всех обучающихся и по степени их участия объективно оценить каждого из них.
Для решения задачи у каждого обучающегося имеются различные пути. В ходе решения поставленных задач, обучающиеся видят и могут оценить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. В связи с этим, обучающиеся понимают, что риск принятия решений лежит на каждом них. Это требует от обучающихся максимальной ответственности и формирует у них навыки работы в команде.
Кроме того, на уроке, проводимом с применением, кейс-метода, присутствует соревновательный элемент, что дополнительно мотивирует обучающихся, требует от них активности в поиске правильного ответа.
Меняется роль преподавателя. Она проявляется в сотрудничестве преподавателя с обучающимися, в ходе которого преподаватель не вмешивается в процесс обсуждения, не навязывает своё мнение, но вносит по необходимости коррективы в ход урока.
Данная технология является универсальной, что позволяет мне использовать её при проведении уроков по междисциплинарному курсу. Очень эффективно применение кейс-метода для проведения уроков проверки усвоения полученных знаний.
При выполнении самостоятельных работ и при проектировании дипломных работ используются информационно-коммуникационные технологии. С помощью поисковых систем сети интернет и специализированных сайтов осуществляется поиск и сбор необходимой информации. Обучающиеся готовят рефераты, презентации и минипроекты. Это позволяет обучающимся проявить себя как индивидуально, так и в группе. Подробнее изучить отдельные темы. Применение этих технологий во внеаудиторной работе обучающихся приводит к освоению новых программ, а именно, сбором, анализом, обменом, и оформлением изученной информации.
Благодаря использованию мною современных образовательных технологий у обучающихся наблюдается повышение активной деятельности:
- участие в научно-практических конференциях;
- участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном и международном уровне и получение призовых мест.
Литература:
- Старикова, Л.Д. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.
- Гаязов, А.С. Основы процесса гражданского воспитания учащейся молодежи: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 1996. – 169 с.
- Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.