Гражданская зрелость бедующего учителя. Пути ее становления и критерии оценки
Шейнис Михаил Юрьевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
При рассмотрении вопросов, вынесенных в название статьи, мы проанализировали работы В. И. Андреева, Е. И. Артамоновой, М. С. Л. П. Илларионовой, И. М. Ильичевой, В. М. Пустовалова, и др., посвященные вопросам формирования гражданской зрелости и высокой нравственной культуры студентов [3].
Л. П. Илларионова в своем подчеркивает следующие критерии гражданской позиции обучающихся: аксиологический, мотивационный, когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, психологический [1, 4].
В. М. Пустовалов выделяет экзистенциально-эмоциональный, когнитивный, поведенческий [2].
Е. И. Артамонова определяет личностные структуры, характеризующие гражданскую зрелость студента:
- высокий уровень самосознания и способность выстраивать иерархию своих ценностей в соответствии с концепцией своей жизни;
- интеллектуальная способность сформировать объективную картину мира;
- осознание себя с позиции профессиональной деятельности, направленной на других людей;
- сформированность общей культуры в рамках своего народа и профессиональной группы, с пониманием многомерности субъектов;
- нравственной и готовность к сотворчеству в коллективе;
- желание и умение проявлять творчество в сознательном влиянии на общественную жизнь; готовность к самовоспитанию и самообразованию;
Как вывод из анализа различных точек зрения, гражданскую зрелость можно определить через четыре критерия:
Интеллектуальный критерий формируется в процессе обучения и содержит следующие аспекты:
- овладение мета предметными знаниями в их единстве и взаимодополнении;
- приобщение к различным формам искусства народов мира с пониманием различных выразительных средств каждого направления, и умение применять их в своей профессиональной деятельности;
Эмоциональный критерий – это духовные и нравственные ценности. Ориентация в профессиональной деятельности на общемировые представления и ориентации.
Деятельностный критерий — это показатель уровня применения профессиональных знаний и умений на практике, применение творческое, креативное, связывающее все основные потенциалы личности.
Основными направлениями работы по формированию гражданской зрелости должны быть:
- Волонтерство - воспитывает доброту к окружающим через оказание им безвозмездной помощи;
- Формирование любви к Родине, через патриотизм (просмотр фильмов, классных часов с приглашением ветеранов, акции, проекты патриотической направленности и т.п.);
- Правовое воспитание (тематические классные часы, встречи с представителями прокуратуры, просмотр видеоматериалов и т.д.;
- Обучение искусству публичного выступления (защита авторских проектов, представление докладов, драматические кружки, и т.д.), так как одним из критериев гражданской зрелости является умение отстаивать свою точку зрения;
- Умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях (организация различных игр, шарад, квестов и т.д.);
- Использовать точные методы диагностики и самодиагностики (вилы мотивации, уровень волевых качеств, самоопределение себя в жизни и в обществе, степени развития коммуникативных способностей и т.д.);
- Трудовое воспитание, прежде всего в своей профессии;
- Физическое воспитание, как база для творческого и духовного роста.
Теперь показатели гражданской зрелости, по степени выраженности которых можно говорить о том или ином уровне развития студента как гражданина:
- Политическая грамотность и умение доказывать свою точку зрения на тенденции развития общества;
- Умение нести ответственность за свои решения и действия;
- Быстрая ориентация в нестандартной ситуации и умение принимать в такой ситуации правильные решения;
- Критическая самооценка и желание продолжать свое самосовершенствование;
- Умение строить планы (различного уровня планирования: долгосрочные, среднесрочные и ближайшие) своей жизни и следовать тому, что запланировано;
- Осознавать свой долг перед Родиной, т.е. быть патриотом;
- Умение сострадать другим людям и соблюдать нормы морали, принятые в обществе;
Если студенту свойственны в высокой степени все перечисленные выше показатели, то он полностью подготовлен для успешной профессиональной деятельности в рамках современной российской школы.
И наша главная задача – помочь обучающимся развить в себе эти качества в процессе обучения. Для этого у нас есть знания, опыт и желание.
Литература:
- Илларионова, Л. П. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. П. Илларионова. – М., 2002. – 35 с.
- Пустовалов, В. М. Духовно-нравственное становление личности будущего профессионала: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. М. Пустовалов. – Оренбург, 2002. – 39 с.
- Смирнова В.Р. Формирование гражданской зрелости студентов педагогического колледжа//Современные научные исследования и инновации.2017. №2[Электронный ресурс].URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78671 (дата обращения: 10.04.2020).
- Словарь русского языка / под ред. П. Евгеньева. – М.: Русский язык, 1981. – 794 с.