Формирование волевых качеств, как одно из условий профессионально-личностного развития студентов
Муругова Елена Александровна
ГБПОУ СО «Тольяттинский колледж искусств им. Р.К.Щедрина» Тольятти
Одной из целей системы обучения и воспитания является всестороннее содействие гармоничному развитию студентов как будущих высококвалифицированных специалистов, будущих профессионалов. По мнению А.А. Бодалева, профессионал - «это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств, или такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяющую ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист» (1990). В этой связи в процессе вузовского обучения предусматривается решение многих задач и, в частности, воспитание у студентов высоких моральных, интеллектуальных, волевых и физических качеств, способствующих не только готовности к высокопроизводительной профессиональной деятельности, но к достижению вершин профессионализма. Важным фактором личностного развития и профессионального становления является наличие силы воли. Под ней понимается способность управлять собой - действиями, поступками, мыслями и эмоциями - для достижения сознательно поставленных конкретных целей.
Студенту колледжа в своей жизнедеятельности приходится все время справляться с большими физическими и интеллектуальными нагрузками, требующими не только умственных, психоэмоциональных и временных затрат, но и определенной организованности и собранности. Поэтому, в большинстве случаев, деятельность студента имеет сугубо волевую направленность, и, следовательно, воспитание силы воли и других волевых качеств - одна из основных задач личностно-профессионального развития.
К основным волевым качествам относят решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и др. Эти качества способствуют личностному и профессиональному успеху. Как известно, они наличествуют далеко не у всех, даже взрослых людей. Для того чтобы перечисленные волевые качества имели место в характерологическом и поведенческом репертуаре человека, нужны соответствующие условия. Одним из наиболее благоприятных условий является такая деятельность, в которой студент вынужден прилагать соответствующие усилия для ее эффективного выполнения. Приложение усилий - это существеннейший признак волевого акта. Кроме того, воля всегда предполагает самоограничение, сдерживание сильных влечений, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. Идеальной в этом отношении является спортивная деятельность. Она может выступать и как условие и как средство волевого развития человека. Именно в процессе занятий спортом у студентов происходят специфические преобразования, постепенно поднимающие содержание и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. Вовлеченность в ту или иную спортивную деятельность является одним из способов развития таких волевых качеств студентов, как целеустремленность, терпение, настойчивость, смелость и др. Вызвав у студента интерес и серьезное отношение к какому-либо виду спорта, мы непременно вовлекаем его в ту деятельность, которая требует преодолевать трудности на пути к достижению целей, а следовательно, формируем стремление к развитию своих волевых качеств и самовоспитанию волевых привычек. По мнению известного психолога А.Ц. Пуни, процесс воспитания и самовоспитания волевых качеств должен основываться на нескольких принципах:
- Воспитание умения владеть собой;
- Совершенствование себя всегда и во всем;
- Умение предвидеть результаты и последствия своих действий;
- Умение адекватно оценивать причины неуспехов и неудач.
В процессе занятий спортом у студентов воспитывается целеустремленность, способность к ясному пониманию целей и задач, активному и постоянному повышению спортивного мастерства.
Такое важнейшее личностное качество, как целеустремленность более успешно формируется в том случае, если студент относятся к своим спортивным занятиям с глубокой мотивацией на достижение новых и качественных результатов, на совершенствование своего личностного потенциала. Естественно, психологическим качеством, обеспечивающим достижение намеченной цели, будет настойчивость.
Для воспитания настойчивости у студента важно, чтобы тренер своими действиями, своим примером помог ему поверить в перспективу своей спортивной деятельности. Это не обязательно достижение высоких спортивных результатов, а главное - хорошее самочувствие, активность, настроение, привлекательная внешность, здоровье. Воспитание же смелости и решительности целесообразно начинать с воспитания у студента, занимающегося тем или иным видом спорта уверенности, веры в свои силы, раскрытия его положительных сторон и достоинств, обучения умению разбираться в любой обстановке. Кроме перечисленных волевых качеств, у студента в процессе спортивной деятельности воспитывается самообладание и выдержка.
Эти качества необходимы ему для успешного преодоления отрицательных эмоциональных состояний и нарастающего утомления. Они помогут студенту справиться со всевозможными стрессовыми воздействиями в процессе образования и в дальнейшем - в профессиональной деятельности. Все волевые качества неразрывно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. При недостаточном развитии одного из волевых качеств не могут быть хорошо развиты остальные. Основным средством воспитания волевых качеств у студентов, вовлеченных в систематические спортивные занятия является регулярное выполнение на тренировках упражнений, требующих волевых усилий, направленных на совершенствование физического развития, овладение специфики того или иного вида спорта.
В воспитании морально-волевых качеств студентов, увлекающихся тем или иным видом спортивной деятельности весьма высока роль тренера. От него в огромной мере зависит успешное проведение тренировок, достижение желаемого результата. И не случайно многие чемпионы и мастера спорта говорят, что своими достижениями обязаны тому, что им «посчастливилось» с самого начала заниматься под руководством хорошего тренера.
Прежде всего, моральный облик и личные достоинства тренера всегда должны служить образцом, с которого будут брать пример ученики. Его принципиальность и глубокое понимание теории и практики кого-либо вида спорта, серьезное отношение к тренерским обязанностям и любовь к своему делу, уважение и искренность, доброжелательность и постоянная требовательность могут создать должный авторитет и уважение у студентов.
Тренер должен вести контроль за соблюдением режима тренировок и является стимулом к добросовестной работе над собой.
Тренировка должна предусматривать применение форм и методов, при которых студенту во многих случаях будет предоставлена возможность самостоятельно решать технические и тактические вопросы и искать выгодные для себя приемы. Все это способствует выработке таких качеств, как высокая степень ответственности, самодисциплинированности, принципиальности и обязательности.
Следует подчеркнуть, что перечисленные выше качества представляют собой не только третичные качества развития воли человека, но и связаны с морально-ценностными ориентациями личности. Вместе с тем, они представляют характеристику субъектности человека. В этой связи можно сказать, что посредством целенаправленного развития волевых качеств, субъектность человека приобретает наиболее яркие, характерные и, безусловно, позитивные признаки. С.Л. Рубинштейн отмечал, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя, как субъекта, который, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор.
Сильная воля и умения саморегуляции являются прекрасными качествами человека. Они обеспечивает ему не только способность к преодолению внешних и внутренних препятствий, но и помогают быть активным, успешным и благополучным в жизни и профессиональной деятельности. В этой связи можно констатировать, что формирование волевых качеств является одним из условий профессионально-личностного развития студентов.
Литература
- Агафонов Т. И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. 1956. № 5.
- Акатов Л. И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия: Автореф. дис… канд. наук. М., 1971.
- Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб, 1993.
- Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья // Интегративные исследования в клинической психологии: наука и практика. СПб, 2006.
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.