Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений

Безбородова Елена Алексеевна,

преподаватель спецдисциплин

профессионального цикла

ГАПОУ СЭК им.П.Мачнева, Самара

 

Аннотация. В современном обществе повышаются требования к качеству подготовки рабочих кадров. В настоящее время, производству требуется не просто специалист, а высококвалифицированный профессионал умеющий решать профессиональные задачи, быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям, нестандартному решению производственных вопросов. В связи с этим исследовательская деятельность рассматривается как неотъемлемая часть подготовки специалистов среднего звена – строителей. Развитие исследовательской деятельности студентов строительных специальностей становится важнейшим средством повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования, умением самостоятельно приобретать знания, ставить задачу, проводить предварительный анализ информации, сравнивать, обобщать, логически мыслить использовать новые научные знания в своей профессиональной деятельности. Исследовательская деятельность помогает превратить процесс обучения в результативную созидательную творческую работу, готовит специалиста с повышенным творческим потенциалом, использующего методы науки в практических целях. В статье автор раскрывает основы формирования исследовательской деятельности студентов строительных специальностей. Основная цель исследования теоретически обосновать формирование исследовательских умений специалистов среднего звена – строителей в процессе самостоятельной работы. Для реализации поставленной цели в работе уточнена сущность понятия самостоятельной работы студентов, раскрыты особенности развития исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы, описан контроль формирования компетенций. В качестве примера предложенных в статье подходов приведен опыт формирования исследовательской деятельности, при изучении дисциплины «Строительные материалы» студентами строительных специальностей в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Строительно-энергетическом колледже (образовательно-производственный кампус) им.П.Мачнева». Доказывается, что самостоятельная исследовательская деятельность является необходимой составной частью подготовки специалистов среднего звена– строителей способных творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в затруднительных ситуациях, умеющих обрабатывать и анализировать информацию из различных источников, востребованных и конкурентно- способных на рынке труда.

Ключевые слова: Исследовательская деятельность, самостоятельная работа, специалист среднего звена – строитель, компетенции, среднее профессиональное образование, постановка и проведение эксперимента, профессионализм, лабораторные испытания.

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе самостоятельной работы обеспечивается при реализации следующих педагогических условий [16, с.70]:

  • вовлечение студентов в самостоятельную познавательную и практическую деятельность;
  • создание у студентов целевой установки на овладение комплексом умений и навыков самообразовательной и научно-творческой деятельности;
  • использование современных информационных технологий и сервисов;
  • паритетность исследовательских позиций преподаватель – студент, студент –студент, готовность к совместной работе для достижения поставленной цели;
  • свобода выбора, т.е. реализация субъектной позиции студента.

Проблеме самостоятельной работы посвящены труды многих исследователей: М.А. Данилова [17], Б.П. Есипова [18], И.А. Зимней [19], П.И. Пидкасистого [20], М.Н. Скаткина [21], В. А. Сластенина [22] и других [23- 26].

И.А. Зимняя считает, что «самостоятельная работа может быть определена как целенаправленное, внутри мотивированное, структурированное самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самопознания» [19, с. 255].

По мнению П.И. Пидкасистого, «самостоятельная работа:

  • формирует у студента на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;
  • вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;
  • является важнейшим условием самоорганизации студента в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;
  • является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно

Процесс развития исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы предлагаем рассмотреть на примере темы: «Бетоны».

На сегодняшний день строительная практика требует использования новых материалов, поэтому строительные материалы претерпевают постоянное усовершенствование, но при этом возводимые здания должны соответствовать всем требованиям, в первую очередь прочности и надежности, должны противостоять эксплуатационным, атмосферным факторам и т.д. Бетоны являются основным материалом в строительстве.

– На занятии студенты делятся на несколько подгрупп по 4 – 5 человек каждая. Подгруппа должна подобрать состав бетона так, чтобы его прочностные свойства оказались выше, чем у других. Преподаватель дает студентам конкретное задание: самостоятельно подобрать необходимую литературу (первоисточники, ГОСТы по бетонам и бетонным смесям), в том числе, используя Интернет, провести анализ нормативных документов (изучить свойства бетонной смеси: удобоукладываемость и подвижность и основные свойства бетона), спланировать эксперимент.

При выполнении задачи, поставленной преподавателем для внеаудиторной самостоятельной работы, студент может использовать методические материалы, методические указания к лабораторным и практическим занятиям. Для реализации этих целей на кафедре «Строительные технологии» ГАПОУ СЭК им.П.Мачнева разработаны и изданы методические указания «К лабораторным и самостоятельным работам по строительным материалам и основам метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества».

Во время аудиторного занятия студенты под руководством преподавателя производят расчет подбора состава бетона. Каждая подгруппа производит свой расчет, на основе тех материалов, которые они выбрали в качестве заполнителей для бетона. Затем каждая подгруппа делает замес бетонной смеси, проверяет ее свойства и изготавливает по три куба, в течение 28 суток студенты «ухаживают» за своим бетоном (поддерживают необходимую влажность) и по истечении этого срока испытывают кубы на сжатие на гидравлическом прессе.

После испытания каждая подгруппа студентов самостоятельно производит расчет прочности по результатам проведенных лабораторных испытаний и делает вывод. Затем группа делает сравнительный анализ по результатам всех испытаний и сравнивает их с ГОСТ.

Оформление отчета по лабораторной работе производится в соответствии со стандартами, разработанными в ГАПОУ СЭК им.П.Мачнева.

Результаты, полученные в ходе лабораторных работ, могут лечь в основу дальнейших исследований, быть использованы для подготовки докладов, презентаций, статей.

Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность студентов является одной из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов среднего звена – строителей, она развивает творческие способности и самостоятельность студента. Правильная организация самостоятельной работы является основой для формирования исследовательской деятельности студентов. И, как следствие становление техников – строителей как будущих профессионалов, готовых к выполнению профессиональных функций, востребованных на рынке труда.

Литература:

  1. Попов К.Н., Каддо М.Б. Строительные материалы и изделия: Учебник 2-еизд.,испр. И доп.,-М.:Высшая шк.,2005-438с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по направлению подготовки 08.00.00 Техника и технология строительства от 10 января 2018г. [ Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/4392a8b3617c455548e0f47a4fea9f97/download/880/
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 347 с.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна