Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Формирование профессиональной направленности студентов СПО в процессе изучения информатики

Мошкова Екатерина Сергеевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский социально-педагогический колледж» г. о. Самара

 

Современное общество предъявляет к специалистам новые требования, которые обусловлены существующими и прогнозируемыми изменениями условий жизни. Это — способность человека адаптироваться в быстроменяющемся мире, успешно действовать в ситуациях неопределенности, когда стандартные методы решения стоящих перед человеком задач не срабатывают и важно найти новые методы, а затем применить их в сложившейся ситуации. Человеку необходима мобильность в профессиональной сфере, так как профессиональные задачи и условия его труда постоянно меняются,

Информатизация – одна из доминирующих тенденций современного общества – требует подготовки специалистов, готовых к деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей в профессиональной сфере. Одна из задач среднего профессионального образования сегодня – обучить студента работать с большими потоками информации, используя современные средства и технологии и обеспечить высокий уровень компетентности выпускников в области информатики и информационных технологий [1,2].

Обучение информатике является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к информатике как учебной дисциплине, и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов информатикой, но и преподнести им ее изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.

В нашем колледже преподавание информатики имеет профессиональную направленность. Колледж готовит студентов по разным специальностям: учителей начальных классов, юристов, воспитателей, музыкальных руководителей, поэтому предметное содержание по каждой специальности различное.

Современные условия диктуют необходимость подготовки специалистов, знающих возможности современной компьютерной техники и имеющих навыки ее практического применения. Методически грамотно организованные практические занятия по информатике способствуют профессиональной направленности обучения.

Например, при изучении текстового процессора Word, знакомясь с элементами редактирования и форматирования текста, мастерами шаблонов, студенты учатся правильно и качественно оформлять различные официальные документы, справки, резюме, отчеты, заявления, четко излагать свои мысли. Умение будущих специалистов использовать различные средства MS Word для визуальной подачи материала оценивается при разработке и выполнении ими дидактических пособий к занятиям. Знакомство с возможностями графического редактора Paint позволяет студентам выполнять творческие работы (всевозможные схемы, карты, эмблемы предприятия, ценники и т. д.), связанные со специальными предметами. Работая с табличным процессором MS Ехсеl, студенты выполняют математические, статистические расчеты и графически их иллюстрируют. Также выполняют различные организационные диаграммы. Внедрение творческой деятельности в образовательный процесс позволяет организовать освоение современных информационных технологий, прививает студентам необходимые навыки самостоятельной работы. Изучение материала идет более успешно, если перед учащимися ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Проектная работа организовывается в среде MS Power Point, задачей которой является практическое освоение студентами инструментальных сред, знакомств с технологией мультимедиа, создания слайд-фильмов. Эти навыки могут быть востребованы в будущей профессиональной деятельности наших выпускников, так как мультимедиа-технология приобретает в настоящее время все большее распространение. Это мощный инструмент, позволяющий объединить текстовую, графическую, видеоинформацию и мультипликацию. Он помогает лучше объяснить и передать структуру и сущность изучаемого материала, подготовить выступление (защиту рефератов по предметам, курсовых, выпускных квалификационных работ) на качественно новом уровне.

На уроках информатики студенты получают необходимую информацию для работы с различными справочно-правовыми системами. Так, в нашем колледже студенты получают практические навыки применения СПС «Консультант Плюс» и «Гарант».

В период обучения студенты должны получить прочные навыки по освоению телекоммуникаций. Для этого в курс информатики включен раздел, посвященный телекоммуникациям и Интернету. Как и весь курс информатики, этот раздел призван научить студентов ставить задачу и использовать средства информационных технологий для ее решения: сформулировать вопрос; построить запрос к поисковым средствам Интернета, используя эти средства, найти информацию; сделать выводы, относящиеся к исходной задаче. Таким образом, в этом разделе выстраивается та же последовательность этапов решения задачи с использованием информационных технологий, что и в курсе информатики в целом.

В современных условиях проблема профессиональной подготовки приобретает особую актуальность, наполняется новым содержанием. Она рассматривается как процесс формирования профессиональной компетентности в ее широком смысле, под которой понимается не только сочетание знаний, умений и навыков, но и развитие профессионально значимых качеств, в том числе мотивации профессиональной деятельности. Эта мотивация отражает сущность профессиональной компетентности специалиста. Устойчивое, осознанное, позитивное отношение к избранной профессии является важнейшим фактором, управляющим учебной деятельностью и определяющим ее успешность.

Важным условием активной позиции студента является видение перспективы своей будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленность уроков информатики формирует у студентов устойчивый интерес к своей будущей профессии.

Литература

  1. Кавецкая Р.И., Соловьева Н.С. Особенности подготовки кадров в условиях цифровизации // E-Scio. 2020. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-kadrov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 15.12.2023).
  2. Митрофанова Т.В., Смирнова Т.Н., Копышева Т.Н., Деревянных Е.А., Максимов А.Н. О возможности подготовки студентов-юристов младших курсов вуза к работе в индустрии 4.0 // Современные наукоемкие технологии.  2020.  № 5.  С. 201-205; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=3805  (дата обращения: 15.12.2023).

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна