Формирование общих компетенций при реализации программ ФГОС СПО
Кузнецова О.А., Кубасова Н.А.
ГАПОУ «СЭК им. П. Мачнева», г. Самара
Сегодня наблюдается стремительное развитие инновационной экономики, что привело к обострению проблемы качества кадров, которая стала ключевой для многих региональных предприятий и отраслей. Заметно возрастает нестабильность квалификационных запросов рынков труда к качеству подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Современному работодателю всё сложнее удовлетворить свои потребности в кадрах. Однако, есть надежда, что нововведения в системе профессионального образования смогут приблизить компетенции работника к потребностям работодателя.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты показывают, что в структуре квалификации усиливается значимость общих компетенций, назначение которых как раз и состоит в обеспечении функциональной готовности человека к наращиванию и переструктурированию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него требованиями. Перечень общих компетенций в составе ФГОС СПО по ТОП-50 в сравнении с перечнем общих компетенций в составе предыдущей версии образовательных стандартов скорректирован. Изменился состав общих компетенций, представляющих собой декларацию ценностей, разделяемых обучающимся и определяющих его поведение. Однако остались вопросы к методам формирования общих компетенций при подготовке студентов к профессиональной деятельности, что определяет проблему нашего исследования.
Цель работы: создание условий для формирования общих компетенций на примере взаимосвязи дисциплин: «Общие компетенции профессионала» и «Информатика».
В числе образовательных результатов, определенных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
Под профессиональной деятельностью понимается деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.
Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Целью информационной технологии является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Анализируя программы ФГОС СПО третьего поколения можно сделать вывод: если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, получать и передавать информацию различными способами, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия.
Мы определили способы формирования общих компетенций у студентов с применением информационных технологий на примере взаимосвязи дисциплин: «Общие компетенции профессионала» и «Информатика» с применением методов дистанционного обучения и облачных технологий.
Преподаватель дисциплины «Общие компетенции профессионала» для совместной работы в облачных технологиях создает документ (например, практическое задание) в облачном хранилище и предоставляет доступ к нему всем членам учебной группы и преподавателю дисциплины «Информатика», у всех участников образовательного процесса есть ссылка или адрес электронной почты. Для контроля знаний очень удобно использовать Формы Google. Google Диск позволяет создавать, просматривать и совместно редактировать файлы без копирования и пересылки документов. Преподаватель может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы обучающиеся могли скорректировать его содержание.
Анализируя опыт использования облачных технологий на уроках «Информатика» и «Общие компетенции профессионала» необходимо отметить следующие возможности:
- Включение студентов в сетевое сообщество через создание учебных блогов, виртуальных кабинетов в формате google-сайтов. Преподаватель дисциплины «Общие компетенции профессионала» размещает учебный материал, вопросы для исследования и учебные задачи. Преподаватель дисциплины «Информатика» на своих уроках с помощью программного обеспечения позволяет студентам выполнять поставленные задачи. После чего публикуются результаты выполнения заданий.
- Создание учебных объектов (анкет, опросников, задачников, тестов, рабочих листов, практических работ), используя сервисы Google;
- Организация совместной работы обучающихся в группе при сетевом взаимодействии, организация работы google-документы с общим доступом для создания совместных документов (презентации, документы, таблицы, рисунки).
- Использование электронной почты и Skype-технологии.
Также приемлемо при формировании общих компетенций на изучаемых дисциплинах использовать элементы дистанционного обучения такие как:
- методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология).
Применение облачных технологий может стать не только основой дистанционного и поддержкой реального профессионального образования, но и позволяет обеспечить взаимодействие преподавателей и студентов, сделает доступными удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление в электронном виде учебно-методических материалов, онлайн-консультации, тестирование и др.
Организация процесса обучения с применением облачных технологий и элементов дистанционного обучения позволяет студентам планировать деятельность в соответствии с заданным алгоритмом, оценивать обеспеченность задачи деятельности информационными ресурсами, систематизировать информацию в соответствии с задачей информационного поиска и многое другое.
Использование современных методов и технологий формирования общих компетенции способствует проявлению активности студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного приобретения знаний, поиск информации, ее сравнение, обобщения и анализ; формируется способность к самоорганизации, повышаются профессионально-ценностные установки личности.
Литература:
- Облачные сервисы в образовании / З. С. Сейдаметова, С. Н. Сейтвелиева С.Н. / Крымский инженерно-педагогический университет. –2008г.
- Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО – М: Интуит.ру, 2010г.
- http://www.eelmaa.net/dld/web20.pdf - Веб 2.0-сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия. Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб, РЦОКОиИТ, 2012г.