Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности на примере опыта участия в проекте

Петрунина Наталья Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально – педагогический колледж»

 

Российское профессиональное образование в настоящее время развивается в направлении практико-ориентированного обучения.

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. Совместить теорию и практику в подготовке специалистов, сформировать общие и профессиональные компетенций у обучающихся, как одного из требований образовательных стандартов, помогает метод проектов.

Проведенный анализ научной литературы и нормативной документации позволяет говорить о том, что метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявлять себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Нами сделаны предпосылки обосновать данные утверждения посредством представления в статье анализа опыта обучающегося в проектной деятельности.

Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала и средство самореализации. Это деятельность позволяет обучающемуся проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А также - это возможность: научиться проводить анализ; применять полученные знания, умения и навыки; продемонстрировать достигнутый результат; проявить инициативу и самостоятельность.

Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и освоению компетенций.

Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические умения и навыки проектной деятельности, а также навыки поиска информации, самообучения, исследовательскую и творческую деятельность, а так же решить следующие задачи: развить аналитические способности; усилить побуждения к инновациям; развить личностное проявление инициативы и креативности; содействовать открытому обсуждению и обмену опытом; развить способности демонстрировать результативность своих планов и решений.

В марте 2023 года команда педагогов и обучающихся Самарского социально-педагогического колледжа «Мобильное поколение» принимала участие в Межрегиональном конкурсе Большой педагогический турнир Самарской области. Одним из направлений конкурса была компетенция «Взаимодействие с родителями», в рамках которой обучающаяся колледжа Андреянова Полина представила работу по проектной деятельности. Разработка проекта осуществлялась обучающейся самостоятельно. Нами была оказана помощь, лишь тогда, когда у Полины возникали вопросы в решении поставленных задач. Обучающаяся разработала паспорт проекта, в котором указала в полном объеме методологическую, проектную, творческую направленности, определила продукт проекта – видеорассказ о профессиях педагогов детского сада.

Ознакомиться с паспортом проекта можно по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1rTqWQ3LgsRcsy3nDhq10p1lSnCliGgbd/edit. Данная деятельность была инициирована Полиной и нашла поддержку у дошкольников. Девушка организовала и провела с детьми интервьюирование педагогов ДОО и родителей дошкольников в рамках совместного детско - родительского проекта в целях формирования представлений у дошкольников о профессиях педагогов детского сада. Разработала план-конспект мероприятия, в соответствии с которым провела его с детьми подготовительной группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №290» г.о. Самара. Ознакомиться с продуктом проекта можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1lJEaGmai552Oc3cVrsr382sdg18TZyih/view?usp=drive_link.

С отчетом о итогах проектной деятельности можно по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1wKP6AQKCCugF3FWMNgcq2YUBOuto9dzb/edit#slide=id.p3.

Интервьюирование является эффективной и интересной, необычной для дошкольников формой, а также включения родителей в проектную деятельность. Полина создала игровую ситуацию для детей (корреспонденты студии «Хочу все знать» берут интервью у специалистов детского сада и родителей). Подобрала материалы и оборудование для мероприятия. Мотивировала дошкольников на выполнение игровых ролей.

Четко, ясно и конкретно обозначила методологию организации проектной деятельности, используя формулировку цели по А.В.Хуторскому, что соответствует современным требованиям к целеполаганию.

Предлагаемая форма взаимодействия с родителями целесообразна и обоснована, так как Полина создала условия для участия родителей, детей и воспитателей посредством дистанционной технологии, применив платформу «Яндекс Телемост». Это позволило родителям, не отрываясь от работы, принять участие в мероприятии проектной деятельности.

Дистанционная форма взаимодействия участников образовательного процесса отвечает современным требованиям и отличается оригинальностью и авторским подходом к организации мероприятия проектной деятельности. Отличительной особенностью мероприятия является погружение детей в игровую ситуацию «Корреспонденты телестудии «Хочу все знать» для получения информации. Разработанное и организованное мероприятие позволило доступно и интересно преподнести новый материал для дошкольников. Это отразилось в высказываниях, анализе и выводах дошкольников на этапе рефлексии. Разнообразие задаваемых вопросов в интервью позволило продемонстрировать дифференцированный подход в понимании специфики работы специалистов ДОО и предоставлении информации родителями о своем детстве, что позволило раскрыть их индивидуальные способности.

В настоящее время родители активно используют интерактивные технологии в повседневной жизни в ущерб традиционным видам детской деятельности, и, в частности, игре. Полина умело соединила эти два направления в своем мероприятии, что не только помогло ей реализовать задуманное, но и совместить современные технологии с традиционными.

Реализация данного проекта помогла обучающейся погрузиться в профессиональную деятельность воспитателя. Достижение поставленной цели было осуществлено Полиной благодаря совместной деятельности всех участников проекта: детей, родителей, сотрудников ДОО и педагогов колледжа. Результатом выполненного проекта была победа на конкурсе в представленной номинации.

Проектный метод помог обучающейся отработать профессиональные компетенции будущего воспитателя, приобрести уверенность в работе с дошкольниками и их родителями, реализовать поставленные задачи и достичь цели проекта.

На наш взгляд представленный анализ опыта обучающегося в проектной деятельности является обоснованием эффективной педагогической технологии проектного метода, который позволяет реализоваться обучающимся как профессионалам, получить опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса и повысить мотивацию в своей профессиональной сфере.

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна