Эмпириогенегез жизненного познавательного опыта студентов СПО: философские основы, функции, источники
Соловьева Н.И.
преподаватель, канд. пед. наук
КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»
В педагогической науке актуализируется комплекс проблем, связанных с поиском эффективных путей обеспечения личностной ориентированности обучения. Один из них – обращение к жизненному опыту студентов, его включение в содержание профессиональное обучение.
Жизненный познавательный опыт студентов – это целостное, динамичное индивидуально-психологическое образование, формируемое на основе усвоения студентами разнообразной информации вне систематически организованного обучения и включающее в себя совокупность чувственных образов, представлений и впечатлений, знаний разных уровней, форм, характера, степени приближенности к научным понятиям, разнообразных способов познания, опосредованных эмоционально-ценностным отношением к познаваемому объекту и отраженных в специфическом стиле мышления [5, c. 14-15].
В результате развития жизненного познавательного опыта компоненты жизненного познавательного опыта не только развиваютсяи в преобразованном виде включаются в учебный, практический и исследовательский опыт студентов, формируемый в процессе обучения, знаний переводятсяв личностный смысл жизнедеятельности студентов. В этом отношении целесообразно говорить о таком явлении как эмпириогенез – это процесс постоянного порождения новых феноменов, видов и систем опыта человека и общества, что делает его объектом изучения как педагогических, так и философских отраслей научного знания.
Эмпириогенез включает в себя 1) порождение новых видов и феноменов опыта, 2) их интеграцию в существующие психические системы личности (если опыт индивидуальный) и социальные институализированные системы (если опыт общественно-исторический), 3) формирование новых структур и систем опыта и изменения их взаиморасположения [5, с. 61].
Жизненный познавательный опыт выполняет разнообразные функции. К внешним функциям жизненного познавательного опыта студентов относятся: личностно-развивающая функция (механизм личностных новообразований студентов); мотивационная функция (пробуждение познавательного интереса, мотивов учебной деятельности); аффективная функция (повышение эмоциональности обучения); смыслообразующая функция (стимулирование динамики смысловых процессов личности); герменевтическая функция (глубокое понимание учебного материала); интеллектуальная функция (необходимое условие познавательной самостоятельности); организационная функция (средство организации познавательной деятельности студентов в процессе обучения).
К внутренним функциям развитого жизненного познавательного опыта студентов относятся следующие: структуризация, систематизация знаний, представлений, впечатлений и т.п., упорядочивание, классификация, продуцирование знаний – «феномен самовозрастания знаний»; оценка / переоценка значимости, статуса знаний, представлений и др.; осознание, осмысление, переосмысление информации, корректировка, обогащение опыта; уплотнение, повышение информационной емкости данного опыта; центрирование вокруг определенной проблемы, объекта; уточнение, конкретизация / обобщение, абстрагирование знаний; слияние, интеграция компонентов опыта; усложнение компонентов опыта, увеличение их иерархичности, количества внутренних структур, компонентов; активизация компонентов / усиление их устойчивости.
На содержание жизненного познавательного опыта студентов значительное влияние оказывает расширение информационного пространства. Свободный доступ к колоссальным объемам информации через интернет делает ее источниками данного опыта. Это, с одной стороны, расширяет возможности для поиска необходимой информации, развития индивидуальности, роста межличностных контактов. С другой стороны, при анонимных, формальных интернет-контактах человек лишается расы, пола, возраста, голоса.
Виртуальная реальность как «созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и др.» [4, с. 517] образует при взаимодействии с физической реальностью смешанную реальность. К данному типу реальности, как источнику жизненного познавательного опыта, отнесятся «дополненная реальность» (вывод на монитор вместе с картинкой того, что попадает в поле зрения камеры; ссылок и комментариев, «привязанных» к наблюдаемым объектам), культура (в том числе и медиакультура), которая «оцифрована» современными техническими средствами (цифровые носители информации, технические устройства записи, воспроизведения, хранения информации). Как следствие, на развитие жизненного познавательного опыта студентов оказывает влияние, формирующееся так называемое «цифровое мышление».
К особенностям «цифрового мышления» студентов исследователи относят следующие: иллюзия многозадачности и собственной эффективности (70 % студентов переоценивают свои возможности в этой сфере); сетевое мышление (действия осуществляются в открытых сетевых системах); «эффект Google» или каталогизация памяти; диверсификация культурных практик как способов действия (брендинг самого себя, коммуникации и творчество, создание бэкапов в облаке, обучение и игры, онлайн-банкинг, консалтинг и др.) [1].
К социальным источникам жизненного познавательного опыта студентов относятся социально-экономическая среда, культурно-этнографическая среда, экономическая среда и общественно-политическая среда, влияние которых конкретизируется через средства массовой информации, межличностное общение, спектр видов деятельности, образовательный процесс.
Ф.С. Исмагилова отмечает в качестве источника опыта событийную насыщенность жизни человека [2]. Своеобразие источников изучаемого феномена определяется жизненным пространством студента, в том числе и внеучебным пространством образовательного учреждения. Данное пространство можно определить как освоенную среду (природную, культурную, информационную, социальную), приспособленную для решения воспитательных и развивающих задач.
Источники жизненного познавательного опыта определяются компонентами внеучебного пространства, в которое включен студент (спецификой природной, культурной, информационной, социальной среды) и типом жизненного пространства (реальным, виртуальным, смешанным).
Таким образом, формирование и развитие жизненного познавательного опыта студентов опыта в контексте категории «эмпириогенез» представляет собой многомерное явление, нуждающееся в дальнейшем теоретического обосновании ценностного потенциала категории «эмпириогенез» для философских и гуманитарных наук.
Литература:
- Войскунский, А.Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете / А.Е. Войскунский // Информационное общество. – 2005. – № 1. – С. 36-41.
- Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики: дисс. … докт. псих. наук: 19.00.03 / Ф.С. Исмагилова; Моск. гос. ун-т. – М., 2000. – 382 с.
- Костов, С.В. Богданомика: тектологический терминариум / С.В. Костов. − Новосибирск: Новосибирский Изд. дом, 2012. – 688 с.
- Россохин, А.В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость // А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. − Личность в измененных состояниях сознания. М.: Смысл, 2004. – С. 516-523.
- Соловьева, Н.И. Развитие жизненного познавательного опыта в процессе обучения студентов современного вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Соловьева. – Барнаул, 2016. – 295 с.