Дистанционное обучение в образовательном учреждении: преимущества и недостатки
Ерошевская Анастасия Валерьевна
ГАПОУ «СГК» г. Самара
Современные информационные технологии подразумевают накопление, обработку, представление, передачу и использование информации с помощью электронных средств [3, 4].
Информационные образовательные технологии заняли достойное место в работе не только высших и средних специальных, но и средних общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений. В последние годы, и особенно остро - в период карантина - активизировалась необходимость дистанционного обучения, основанного именно на информационных технологиях, технических средствах, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогов [8]. Велико значение дистанционного обучения тем, что оно предоставляет возможность получения знаний широкими слоями населения, обеспечивая качественное и мобильное образование [7].
Процесс освоения «дистанта» был связан с определенными трудностями. Они заключались, в частности, в отсутствии у обучающихся оснащенных современными компьютерами рабочих мест в домашних условиях. Организация дистанционных образовательных технологий потребовала создания электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения. При этом изменялась и система образования, в которой особое место стали занимать компьютерные технологии как одна из разновидностей информационных технологий, связанных с применением и использованием компьютерной техники и средств связи. Преподавателям и учащимся необходимо было обретение определенных знаний, умений и навыков в этой области.
По мере освоения выявились преимущества и недостатки дистанционного обучения.
К безусловным преимуществам относится расширение возможности получать образование людьми, которые по определенным причинам – состоянию здоровья или проживанию в отдаленных районах - не могут посещать аудиторные занятия. Домашние условия более комфортны для самовыражения учащегося. Обучающийся свободен в выборе интенсивности, времени прохождения занятия. Нет привязки к местности, главное, чтобы был компьютер и интернет. Возможно обучение в свободное от работы и других дел время. Это особо актуально для тех, кто получает второе образование: днем можно работать, а вечером и по выходным учиться. Существенная экономия средств. Доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья. Более активная роль учащегося в получении образования, постановке целей, выборе форм и интенсивности занятий. Возможность общаться с профессионалами, экспертами высокого уровня, преподавателями и сокурсниками, находящимися даже на другом конце света (групповые проекты, онлайн-дискуссии). Оперативное получение обучающимися и родителями информации, гибкий график и комфортная удобная обстановка для проведения онлайн-мероприятий, обеспечение контакта с учениками на их волне, в их режиме, возможность широкого использования готовых разработок (классных часов, фильмов, мастер-классов, онлайн-тестов и т.д.), большой охват участников.
Наряду с преимуществами дистанционное обучение обладает и некоторыми недостатками. Перечислим основные из них. Дистанционные технологии проигрывают классической классно-урочной форме в отсутствии эмоционально-личностной связи, определенного рода эмпатии между учителем и учеником, значительным затратам времени в организации образовательного процесса, формализацией образовательного процесса, наличием технических ошибок при создании электронных образовательных ресурсов [3]. Отсутствие личного общения с преподавателем (близкого контакта с использованием всех возможностей вербального и невербального общения), а также общения с другими студентами. Необходимость у обучающегося сильной мотивации чтобы обучаться продуктивно при отсутствии жесткого контроля со стороны педагога. Технический аспект – учащиеся не всегда могут иметь тех оборудование: компьютер или доступ в интернет [1]. Большая загруженность учащихся, которым необходимо заниматься урочной деятельностью в дистанционном режиме.
Тем не менее, дистанционное обучение естественным образом вписалось в традиционные и современные образовательные технологии. Для него применимы все дидактические системы, реализуемые в очном формате, и могут применяться на различных этапах взаимодействия учителя и ученика [5].
Таким образом, формат дистанционного обучения в настоящее время весьма актуален, органически сочетается с очным форматом и требует активного изучения и модернизации на основе современных инновационных образовательных компьютерных платформ [9].
Литература:
- Кораблева Е.Л., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Опыт проведения воспитательной работы во время дистанционного обучения. Научный форум: педагогика и психология. сборник статей по материалам XLI Международной научно-практической конференции. Москва, 2020: 18 – 24.
- Мартьянов Е.Ю., Мартьянова Е.Г. Опыт системного анализа дистанционного обучения в российских школах в период пандемии коронавируса: философско-методологический дискурс. Концепция «Общество знаний» как новая форма постиндустриального общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020: 241 – 247.
- Медведев П.Н., Малий Д.В., Папочкина Е.С. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Часть 4. Дистанционное обучение в среднем специальном образовательном учреждении //Международный научно-исследовательский журнал 2021.- № 6 (108).-С.110-113.
- Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании / О. И. Пащенко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013. – 227 с.
- Пилилян Н.Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме. Вопросы педагогики. 2020; № 6-2: 195 – 198.
- Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2009. - №2. - C. 106-120.
- Тихонов, А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995 г. Вып. 4.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании В Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.
- Якобюк Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения //Мир науки, культуры, образования. № 5 (84) 2020. – С. 179-181.