Вернуться на сайт Самарского Социально-Педагогического Колледжа
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Самарский социально-педагогический колледж»
Научно-практические конференции и конкурсы

Цифровая трансформация сферы образования: проблемы и новые возможности развития

Терехина Елена Николаевна, преподаватель

ГАПОУ Самарской области «Самарский государственный колледж»

 

Цифровая трансформация сферы образования предполагает концентрацию внимания и процессов учебной работы на предоставлении учащимся данных, ознакомлении их с информацией, передаче знаний и формировании их понимания. Происходит смещение внимания с освоения компетенций в области работы с данными, информацией и знаниями на освоение действий в области специфических человеческих способностей, то есть способностей к экспертизе и переносу.

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблемы и новые возможности развития цифровой трансформации в сфере образования.

Для достижения поставленной цели рассмотрены следующие задачи:

  • раскрыть общие теоретические особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;
  • рассмотреть возможности реализация цифровых технологий в образовательном процессе;
  • предложить рекомендации по созданию персонального сайт педагога (личная страница педагога на сайте Педагогический ресурс), направленный на организацию образовательной деятельности.

Понятие цифровизации означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).

Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.

Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.

Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:

Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов

На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.

На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.

В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:

  • планируемые образовательные результаты и содержание образования (чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий));
  • педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
  • организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.

Какую пользу может дать цифровизация в образовании?

Эффективность цифровых технологий в образовании сегодня подтверждена как минимум в следующих основных направлениях:

  • цифровизация в образовании упрощает организационные задачи (в школьном электронном дневнике удобнее фиксировать и передавать информацию (например, от учителя родителям ученика и наоборот), а современные инструменты для вузов позволяют составить индивидуальное расписание для каждого из тысяч студентов (и ещё учесть при этом его личный выбор);
  • цифровизация делает образование удобнее для школьников и студентов. Так, возможности гибридного обучения, когда часть учащихся находится в аудитории с преподавателем, а часть подключается дистанционно из дома, позволяют школьникам и студентам не пропускать занятия, когда они не могут посетить их физически (например, из-за болезни);
  • возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии, помогает сделать обучение более индивидуализированным: более способным ученикам дать темы и занятия посложнее, а более слабым помочь отработать наиболее трудные для них темы;
  • на полных онлайн-программах можно учиться и сдавать экзамены, физически находясь где угодно;
  • онлайн даёт доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат (рупные онлайн-платформы, на которых размещены массовые курсы ведущих университетов мира позволяют человеку из любой точки мира прослушать лекции, например, Гарварда или МГУ).
  • в виртуальной среде можно отрабатывать реальные навыки в безопасной среде (например, студента-медика не поставишь сразу за операционный стол к реальному пациенту, а студента-пилота не посадишь сразу за управление настоящим самолётом), то на помощь приходят VR‑технологии);
  • обучение в цифровой среде позволяет собирать данные и анализировать их, чтобы потом улучшить образовательный процесс.

Учебная аналитика — не только инструмент управления в рамках масштабных образовательных систем, она вполне может быть

полезна и учителю, который работает с несколькими классами. Есть примеры, когда специальное онлайн-тестирование позволяло учителям заметить в своём классе учеников, чьих трудностей или, наоборот, успехов они раньше не видели.  В высшем образовании, например, большие данные помогают оценить даже вероятность отчисления студентов и предсказывают, как будут учиться в будущем нынешние абитуриенты.

Словом, цифровизация — это не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним, а альтернатива традиционному формату и подспорье для него, новые удобные инструменты.

Более широкая программа цифровых нововведений для школ и колледжей изложена в распоряжении Правительства РФ о цифровой трансформации образования. Документ предполагает создание цифровой системы управления образовательной организацией, цифровых помощников ученика, учителя и родителя, а также цифровых портфолио учеников.

Внедрение цифровых технологий в образование на государственном уровне в России стали особенно масштабными после пандемии.

В школах идёт эксперимент по развитию «Цифровой образовательной среды» (ЦОС).

Эксперимент в рамках национального проекта «Образование» предполагает как техническое переоснащение школ, так и создание для них новых цифровых сервисов.

Платформа «Моя школа», стала большой экосистемой из множества различных цифровых инструментов: от электронных дневников и журналов до обмена учебными материалами между педагогами, учащимися и их родителями.

Предусмотрены и разные направления цифровой трансформации вузов. Она ориентирована не столько на разработку образовательных сервисов, сколько на развитие инфраструктуры сбора и обработки отраслевых данных о вузах и научных учреждениях, внедрение информационных систем для учёных и формирование в вузах собственных команд по цифровой трансформации.

Неоценимую роль интернет оказывает и в работе учителя. Связано это в первую с поиском сайтов, в которых предлагается дидактический материал для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах, различных семинарах.

Создание сайта открывает новую среду и новые возможности. Сайт оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала и как личности. При этом у каждого есть возможность представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах.

Цели персональных сайтов педагогов:

  • систематизировать накопленные в процессе педагогической деятельности электронные образовательные ресурсы;
  • обобщить педагогический опыт с использованием системы Интернет;
  • открыть дополнительные возможности общения в режимах online, offline с коллегами, учащимися и их родителями;
  • рассказать о личности педагога, его достижениях и успехах его учеников;
  • использовать электронные образовательные ресурсы сайта в образовательном процессе школы.

Систематизация дидактических материалов, методических разработок уроков, образовательных программ, электронных учебников, видео ресурсов, иллюстраций, необходимых для работы тренажеров, программ просто необходима учителю в современном информационном обществе. Грамотная систематизация накопленных учителем ресурсов, помогает сократить время на их поиски в бумажных папках, на полках шкафов в личном архиве. В любой момент, на уроке, конференции или в беседе с учеником, используя мобильный телефон, планшетный, персональный компьютер с выходом в интернет, учитель может воспользоваться необходимыми ему материалами, вывести их на мультимедиа оборудование или распечатать на принтере.

Учитель с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать всем результаты своей педагогической деятельности.

Для учеников, размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо предмету можно вызывать у учеников дополнительный интерес к нему. Да и в глазах учеников статус учителя, создавшего свой персональный сайт, гораздо выше.

Для родителей через свой сайт учителю будет проще наладить процесс общения с родителями учеников. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или обращения к родителям. Родители могли бы вам давать обратную связь в комментариях или вам лично, например, на ваш e-mail, ICQ, скайп и другие средства связи.

Копилка своих наработок на созданном персональном сайте.  Учитель может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы WORD, EXCEL, PowerPoint с конспектами уроков для скачивания (которыми могли бы воспользоваться как ваши ученики, так и коллеги) или сделанные лично вами видео или аудио уроки. Конечно, можно размещать и чужие наработки при полученном разрешении их автора. Выражение собственного мнения.

На своем сайте учитель может публиковать свои статьи, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс.

Общение с коллегами рассматривает возможность приглашать воспользоваться материалами вами созданного персонального сайта учителя своих коллег. Те могли бы комментировать ваши материалы, таким образом давая обратную связь. Быть может, вам подскажут интересную идею, покажут, где можно что-то улучшить. Вы, в свою очередь, также можете давать свою обратную связь на их сайтах. Таким образом, через свои сайты учителя могут делиться своим опытом, развиваться профессионально в кругу своих единомышленников.  

Возникает вопрос, где и как можно создать сайт.

Предлагаю использовать сервис для создания личного сайта педагогического работника «Педагогический ресурс».  Это дает возможность создать личный сайт педагога, опубликовать портфолио, разместить учебные материалы и публикации в СМИ, организовывать дистанционное обучение.

Сервис разработан специально для нужд работников образования и учитывает все требования, предъявляемые при аттестации педагогов.

Персональные страницы педагогов, созданные на сайте Педагогический ресурс, соответствуют методическим рекомендациям по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети Интернет, которые одобрены и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.

Персональная страница педагога может содержать:

  • личную информацию,
  • контакты,
  • сведения о полученном образовании,
  • информацию об опыте работы и профессиональных достижениях,
  • файлы с собственными разработками и учебными материалами.
  • Что мы получаем, познакомившись с возможностями, которые получают пользователи сервиса Педагогический ресурс:
  • персональная страница в сети интернет, доступная для посетителей из любой точки мира в сервисе, зарегистрированном в качестве СМИ;
  • все пользователи автоматически получают документ, свидетельствующий о наличии у педагога личного сайта в сети Интернет;
  • дополнительно бесплатные возможности для владельцев сайтов: публикация материалов в СМИ, представление обобщенного опыта, размещение учебных материалов.

Возможности:

1. Основная информация

Педагог может указать полную информацию о себе: имя, место жительства, квалификационную категорию, учёную степень, учёное звание, общий и педагогический стаж, место работы, адрес учреждения, телефон, занимаемую должность, преподаваемые дисциплины, сведения о дополнительной нагрузке.

2. Контакты

Публикация различных способов связи: телефон, электронная почта, Skype, Telegram, Instagram, ссылки на профили в социальных сетях (Одноклассники, Вконтакте, Facebook) и персональный канал в YouTube.

3. Обратная связь

Получение сообщений через форму обратной связи, которая доступна для всех посетителей сайта. Настройки позволяют включать и выключать обратную связь на странице педагога в любой момент.

4. Гостевая книга

Инструмент для взаимодействия с посетителями сайта. Публикации отзывов о работе педагога обучающимися или их родителями (законными представителями).

5. Образование

Информация о профессиональном образовании, направлении подготовки и (или) специальности педагога. Возможность указания сведений о профессиональных переподготовках и повышениях квалификации.

6.Опыт работы

Информация об опыте работы позволяет рассказать о своём профессиональном опыте с указанием периода работы в организации на занимаемой должности.

7. Портфолио

Публикация результатов профессиональной деятельности, результатов освоения обучающимися образовательных программ, дипломов и свидетельств за участия в конкурсах и олимпиадах и т.д.

8. Фотогалерея

Средство демонстрации профессионального мастерства педагога, учебного процесса и организованных мероприятий.

9. Документы и публикации

Публикация документов, образовательных материалов, обобщения опыта и научных разработок в СМИ (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ No ФС 77-64146).

10. Учебные материалы

Публикация образовательного контента для обучающихся: лекции, учебная литература, уроки, домашние задания и другие документы.

11. Видеоматериалы

Размещение ссылок на видеоматериалы, размещённые на сторонних сервисах: YouTube, Vimeo, Яндекс Диск, Облако Mail.ru и т.д. Загрузка видеофайлов на портал невозможна.

12. Работы обучающихся

Интерфейс для отправки домашних заданий и других работ прямо на странице педагога в разделе «Для обучающихся».

Рекомендации и замечания при создании сайта:

  • структура сайта должна быть понятной, не содержать логических противоречий, позволять посетителю сайта легко найти всю опубликованную информацию;
  • не увлекайтесь фотографиями, они должны быть тщательно отобраны и оптимизированы (в первую очередь по размеру).
  • посмотрите на презентации, которые вы публикуете. Если они действительно необходимы, и их нельзя заменить текстовым документом или PDF, то хотя бы уменьшите их вес за счет оптимизации вставляемой в них графики.
  • придерживайтесь одного стиля (используйте спокойные для восприятия цвета их количество не должно быть более трех, необходимо помнить, что единая цветовая гамма способствует полному и быстрому восприятию информации);
  • большое количество разных шрифтов разного цвета отвлекает от содержания (размер шрифта должен быть достаточным для комфортного чтения, не более того); 
  • не следует злоупотреблять выделением полужирным и курсивным начертанием (желательно не чаще одного-двух раз на странице);
  • не следует лишний раз применять такие приемы, как подчеркивание или перечеркивание текста, т.к. подобные текстовые эффекты могут ассоциироваться у пользователей с гипертекстовой ссылкой;
  • для лучшего восприятия текстовой информации все заголовки на страницах должны быть одинаковыми по размеру шрифта и иметь одинаковый цвет;
  • на каждой странице в верхней части должно быть указано название сайта;
  • проверяйте грамматику; 
  • не увлекайтесь необычными фонами - они часто затрудняют чтение текста;
  • следите, чтобы не появлялась горизонтальная полоса прокрутки (т.е. страница с текстом шире разрешения экрана), такой текст трудно читать;
  • старайтесь, чтобы верхний колонтитул страницы не занимал половину экрана;
  • не рекомендуется использование java-скриптов, которые могут затруднить просмотр сайта (это может быть неудачное сочетание цвета фона и текста, использование пестрого фона, java скрипты типа «Вращающиеся ссылки меню», «Переливающиеся ссылки», «Летающий текст», блокирующие правую кнопку мыши, окошки типа alert при загрузке страницы, или при переходе по ссылке).

Хороший персональный сайт учителя должен не только демонстрировать профессиональные компетентности учителя-предметника, но и иметь ясную и понятную структуру, в нем должно быть просто ориентироваться, легко находить нужную информацию.

В настоящее время очень популярна концепция компетентностного подхода в образовании. Это обусловлено глобальной информатизацией общества и тем, что большое значение приобретает явление массовой коммуникации. Возможности использования персональных сайтов еще недостаточно изучены. Хотя уже сегодня, без сомнения, можно отметить, что работа с персональными сайтами дает возможность развития информационно коммуникационных компетенций не только учащихся, но и самих педагогов. Сайты становятся прообразом электронного Портфолио учителя, визитной карточкой педагога и его педагогической деятельности. 

 

Список использованных источников:

  1. Витковский, А. Трансформация системы образования: почему и как она происходит. – URL: https://medium.com/direktoria-online/brovkina9c7cf1e2f423 (дата обращения 30.07.2021);
  2. Романова, Ю.Д., Дьяконова, Л.П. (2018). Цифровая трансформация образования. Ekonomika i Upravlenie: Problemy, Resheniya, 2(2), 98–104. Retrieved from
  3. А.Ю. Уваров, И.В. Дворецкая, И.М. Заславский Трудности и перспективы цифровой трансформации образования Москва : Государственный университет : Высшая школа экономики, 2019. – Текст : электронный. – URL: https://ioe.hse.ru/white_papers (дата обращения: 30.07.2021);
  4. Уваров, А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 108 с. – Текст : электронный. – URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418228715.pdf (дата обращения: 20.07.2021);
  5. Федоров, И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме / И. М. Федоров. // Молодой ученый. – 2019. – № 28 (266). – С. 246–250. – Текст : электронный. – URL: https://moluch.ru/archive/266/61494 (дата обращения: 18.07.2021).

Координаты Оргкомитета и ответственные лица:

Адрес: г.Самара, ул. Крупской, 18.
E-mail: konfsspk@yandex.ru
Телефон: 8(846)332-20-65, добавочный 119
Севостьянова Ольга Викторовна
Ананичева Елена Владимировна
Бажуткина Наталья Николаевна
Семёнова Наталья Григорьевна